1 месяц на форуме Автор 3 уровня Популярный комментатор Все
Награды
1 месяц на форуме
1 месяц на форуме
Автор 3 уровня
Автор 3 уровня
Популярный комментатор
Популярный комментатор
Топ тема
Топ тема
1000 просмотров
1000 просмотров
Аянский тракт: забытый путь к морю
  2354
image

Фото: Амгино-Аянский тракт в 2000-2010 годах. Фото ilinjournal.com

Строительство автодороги «Амга – Югоренок – Нелькан – Аян», то есть от Охотского моря вглубь Якутии, может дать колоссальный толчок в развитии всего севера Хабаровского края. Проект, которая реанимирует легендарный «Аянский тракт», лоббирует глава Аяно-Майского района Алексей Ивлиев, однако прислушаются ли к мнению муниципалитета федеральные и краевые власти? 
Старинный тысячеверстный Аянский тракт пережил краткий период востребованности и рассвета еще в середине ХIХ века, затем дорогу официально закрыли. В советское и даже постсоветское время этот путь все же был востребован, напоминает ресурс «Алло, район!». Так, еще 10-15 лет назад, когда в Аяно-Майском районе и в Якутии работали такие артели, как «Амур», «Прибрежная» и «Восток», дорога поддерживалась в состоянии, пригодном для круглогодичного проезда - по ней старатели завозили необходимое оборудование и продовольствие.
- Дорога содержалась, когда артели были. Они завозили свои грузы морем в Аян и потом перевозили в захребтовую часть. Они держали и зимой эту дорогу, стояли на перевале, несмотря ни на какие снега, ветра: чистили, машины ездили, содержали. Но это была оправданно с точки зрения экономики: доходы позволяли такие затраты нести, - считает  Алексей Ивлиев.
Увы, сегодня дорожный участок между Аяном и Нельканом не эксплуатируется. А вот из Нелькана через сеть дорог соседней Якутии можно добраться на проходимой технике до Хабаровска и обратно.
- В зимний период из Хабаровска по дорогам Якутии, по дорогам, которые проложены артелями в захребтовой части района, наши предприниматели перемещают груз на «Уралах» до Нелькана: закупают продукты питания, материалы, топливо и по зимникам возвращаются в Нелькан, - рассказал журналистам глава района.
По мнению Ивлиева, сегодня восстановить проезд на всем протяжении трассы от моря до Якутии можно. Важно только понять - кому это надо, и кто возьмет на себя затраты по строительству и содержанию дороги.
- Эту дорогу вести просто так смысла нет, она должна к морю выйти! Море - это портовое хозяйство, развитие, это товарооборот, это рабочие места. Вот это действительно та точка роста для района, которая сегодня может дать такой толчок, - полагает Алексей Ивлиев.
И напоминает, что дорога из Аяна на территорию Якутии неоднократно входила в различные федеральные и краевые программы, назывался даже срок окончания ее строительства - 2014 год. А в 2016 году про заброшенный тракт снова вспомнили: в том году наш край и Республика Саха (Якутия) подписали в Охотске соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на ближайшие шесть лет. Соглашение, в том числе, предусматривало создание рабочей группы, которая должна работать над проектом дороги.
- Я считаю, что в экономическом плане заинтересована больше Якутия в выходе к морю, потому что сегодня их транспортная логистика - она более затратная, чем если бы была через Охотское море, - отмечает глава одного из хабаровских муниципалитетов.
- В принципе, сегодня в зимний период Якутия может выходить. Если они сегодня возьмут этот участок, допустим, от Нелькана до Аяна на свое содержание, то они могут двигаться. Но готовы ли они такие затраты нести? - дипломатично указывает Ивлиев.
И тут же подсказывает возможный вариант решения проблемы. 
- На мой взгляд, может быть, не стоит ее пытаться сделать на федеральном уровне, потому что это сумасшедшие нормативы и расходы: полосы, покрытие и тому подобное. Сделайте обычную дорогу четвертой категории - грунтовую дорога, чтобы проезд был!
Что ж, на наш взгляд, это интересное предложение по решению застарелой дорожной проблемы из заинтересованного района, прислушаются ли к нему коллеги из более высоких уровней власти? 

Олег Потапов

Вёрсты истории

Аянский тракт был проложен в 1844-1845 годах, в связи с торговой деятельностью Российско-Американской компании. По нему ввозились товары первой необходимости, а вывозилась пушнина и отличный судоходный лес. По предложению генерал-губернатора Муравьева, одобренному правительством, с 1849 года тракт обустраивали на казенные средства. В 1852-м тракт длиной в 1186 км официально открыт: резко оживилась торговля, число почтовых станций равнялось 383. Но после продажи Русской Америки компания закрылась, труднодоступная дорога потеряла свой экономический потенциал, пришла в упадок, и в уже в 1867 году тракт официально закрыли. После установления Советской власти тракт снова востребован, но затем вместе с поселком Аян приходит в упадок: основные ресурсы власть направляет на освоение Колымы. Жизнь ему сохраняет лишь работа золотодобытчиков. 

 
Ответов 167 Написать ответ
  • covid_19
    covid_19
    ххх
    Ветеран
    25 мая
     

    В конце 90-х годов первый президент Якутии Михаил Ефимович Николаев инициировал вопрос возрождения Якутско - Аянского тракта. В дальнейшем эту идею поддержал и дальше развил Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Анатольевич Штыров и перевел проблему соединения Якутии с Охотским морем в практическое русло.

    А потом масква ЗАПРЕТИЛА возрождать выход Якутии к морю.

     

    5
    • platoff
      platoff
      v.platov
      Эксперт
      30 июля
       

      covid_19, глупые слухи а-ля якутская улусная конспирология. Никто ничего не запрещал, просто это невыгодно и никому не надо. Что ты будешь в Аян возить? А оттуда что такого можно дешевле привезти, чем по ЖДЯ? Баночку красной икры разве, да и то вопрос, каким путем дешевле обойдется)

      0
  • covid_19
    covid_19
    ххх
    Ветеран
    25 мая
     

    Ты масква?

    2
  • Заайхальский
    25 мая
     

    По этому тракту раньше только олени ездили то.

    -1
  • дрон
    25 мая
     

    .

    https://youtu.be/_j-6SSTmeUw
    Говорят,что дороги нет как таковой ездят по зимнику вдоль речек затем переправляются через хребет Джугжур.Также предлагают построить не федеральную дорогу,а трассу местного значения.
    Раз так то можно обязать какие-нибудь прииски попутно с добычей золота отсыпать технологические дороги вдоль разрабатываемых речек,с двух сторон со стороны Якутии и со стороны ХК.
    На уровне финансирования Хабаровского края и Якутии доставлять трубы большого диаметра для отсыпки дамб через ручьи.
    Другой вопрос зачем нужна эта дорога Якутии?

    -1
  • Как какие возможности?
    25 мая
     

    Распилить много денег на никому ненужный тракт. Это большие возможности face with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy

    -2
  • И чего ты будешь возить через этот порт
    25 мая
     

    навальненок?

    -2
  • covid_19
    covid_19
    ххх
    Ветеран
    25 мая
     

    image

    2
  • covid_19
    covid_19
    ххх
    Ветеран
    25 мая
     

    Пройти бы по этому маршруту white up pointing indexsmiling face with sunglasses

    2
  • дрон
    25 мая
     

    Все верно!

    Нужны дороги от Аяна до Якутска,от Тикси до Якутска,от Верхоянска до Якутска,от Олекминска до Якутска,от Жиганска до Якутска.....

    0
    • covid_19
      covid_19
      ххх
      Ветеран
      25 мая
       

      дрон, зачем?))

      Нужно только восстановить дорогу от Якутска до моря.

      1
      • дрон
        25 мая
         

        Как зачем?

        Если Якутия не построит дорогу от Якутска до Тикси,построят дорогу Красноярск-Норильск-Тикси или Москва-Норильск-Тикси.

        0
  • А чем дорога до Владивостока не устраивает?
    25 мая
     

    Там тоже море.

    0
    • covid_19
      covid_19
      ххх
      Ветеран
      25 мая
       

      А чем дорога до Владивостока не устраивает?, она есть.

      Сел в поезд в Н.Бестяхе и поехал)))

      1
  • По автомобильной трассе Якутск Нерюнгри
    25 мая
     

    машины проезжают раз в час, по Аянскому тракту будут проезжать раз в неделю, зачем такая дорога в никуда нужна?

    0
  • дрон
    25 мая
     

    По ул.Пояркова при красноперых проезжала одна машина в час.

    Потенциал приисков по попутному строительству дорог почему-то не используют

    0
  • LEONID
    LEONID
    Профи
    25 мая
     

    Оттуда развилка на Благовещенск. Моя бабушка на оленях и лошадях там пешком проходила Якутск-Благовещенск. А её свёкр, там постоянно из Благовещенска до Якутска мамонтовую кость ходил (ездил) на ярмарку в Якутске продавать. Это была одна из крупная ярмарок на ДВ до большевиков. Я же пишу якуты при царизме имели больше прав и жили лучше, чем при большевиках. А теперь даже изучение родного языка сократили.

    Цитата:
    Скрытый текст
    Первые известные «ярманги» устраивались еще в 1647 г. (Нижнеколымское казачье зимовье) [5, с. 30] и в 1663–1664 гг. (Колымская «ярмонка» на «Красном песку») [6]. В созданных экономических условиях администрация оказывала активное влияние на развитие товарно-денежных
    отношений в крае. Положение «О необходимости учреждения ярмарок среди ясачных Сибири»
    содержалось в «Инструкции» Первой ясачной комиссии (1763 г.) с отметкой о разрешении свободной торговли пушниной, оставшейся у населения после уплаты основного ясака [7]. Проведение
    городской ярмарки в Якутске датируется 1764 г. [8]. Официальный Указ об учреждении ярмарок в
    городах Восточной Сибири – в Иркутске, Якутске и Удинске был издан Сенатом только 25 июня
    1768 г. [9, с. 693]. Далее Иркутским гражданским губернатором Н.И. Трескиным 9 августа 1812 г.
    было подписано «Положение о немедленном учреждении в иноверческих ведомствах ярмарок»
    [10, с. 151]. Документ сопровождался особой «Инструкцией для уничтожения незаконной торговли
    и развоз под рухлядь». Здесь предполагалось учреждение ярмарок, где могли бы собираться от 2
    до 5 и больше тысяч душ для торга «излишней рухлядью», которые разрешалось открывать только
    после полного взноса ясака. При этом купцы обязаны были оговорить свой путь в проездных документах, и им запрещалось оставаться на месте «ярморок» после их закрытия. Под запретом также
    была торговля в долг [11]. Очевидно, что череда постановлений об учреждении ярмарок в местах
    компактного проживания коренного населения была связана с регулированием торгово-меновых
    отношений для стабильного поступления ясака в казну. При этом нельзя не отметить тот факт, что
    промыслы были важнейшим источником доходов государственной казны. В качестве стимулирования разрешалось ведение торговли и коренному населению. Торговля вне ярмарок и в неопределенные дни была запрещена. Примечательно, что свобода торговых отношений противоречила
    устоям ясачного режима. Таким образом, ярмарки стали одной из важнейших форм организации
    торговли, учрежденной правительством. Этому естественным образом способствовали активная
    деятельность русского купечества в Якутии и богатство региона пушниной, которая явилась важным источником пополнения казны и объектом товарно-денежных отношений.
    Во второй половине ХIХ – начале ХХ в. Якутия имела статус области с правами губернии,
    но находилась в подчинении Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. Область делилась
    на 5 округов: Якутский, Вилюйский, Олёкминский, Верхоянский и Колымский. Два последних
    округа входили в число северных с чрезвычайно трудными природно-климатическими условиями
    для жизнедеятельности населения. Численность населения по первой всеобщей переписи Российской империи 1897 г. составляла 269 880 человек [12].
    Дорожно-транспортная логистика включала административную, почтовую и торговую
    связь. Якутия имела два тракта всероссийского значения: Якутск – Иркутск (2 770 верст) и
    Якутск – Охотск (1 025 верст) [13, с. 189]. Якутск являлся опорным пунктом в присоединении к
    России огромных территорий Заполярья, Чукотки, Камчатки, Охотского побережья, Алеутских и
    Курильских островов и Аляски. В течение длительного времени через город проходило все сообщение страны с Тихоокеанским побережьем.
    Из-за специфики региона ярмарки имели сезонный характер. Наибольшее их количество
    было учреждено в Якутском округе. При отсутствии сносных дорог в летний сезон на севере они
    могли функционировать только в зимне-весенний период. С 1822 г. работали 23 ярмарки: в Якутском округе кроме основной городской – 9, в Вилюйском – 3, в Олёкминском – 2, в Верхоянском –
    6, в Среднеколымском – 2 [14, с. 136–137]. Численность уездных ярмарок временами менялась
    в зависимости от посещения и нарушения правил торговли.
    В изучаемый период ярмарочная форма торговли в Якутии сохранила свой статус. Летняя
    работала с 10 июня по 1 августа с прибытием речных торговых паузков, барок, карбасов и лодок
    с различным товаром. Сроки проведения летних торгов были рассчитаны так, чтобы купцы после
    посещения уездных ярмарок успели и на главную июльскую ярмарку в Якутске [15, с. 75]. Кроме
    привозных товаров свою продукцию сельского хозяйства – мясо, масло, рыбу, а также сено и
    дрова – продавали окружные торговцы. Зимняя действовала с 10 декабря по 10 января. В этот
    период доставка товаров из центра не производилась ввиду естественных погодных причин. Продавались в основном завезенные еще летом остатки товара. Анюйская (Чукотская) ярмарка проводилась в 20-х числах марта, всего 5 дней [16]. Наиболее значимыми ярмарками края, согласно
    статистике того периода, являлись: Якутская, Олёкминская, Учурская, Майская и Анюйская (Чукотская). Торговый оборот ярмарок по годам представлен в таблице 1.
    http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/fik/2018/12/history/titova.pdf

    3
    • хе-хе
      9 июля
       

      LEONID,

      Цитата:
      Моя бабушка на оленях и лошадях там пешком проходила Якутск-Благовещенск.

      якуты не ездьют на оленях
      --)))

      1
    • Аян
      10 июля
       

      LEONID, правильно про тебя пишут, что тунгус ты хангаласский.

      1
  • Гомерический смех
    25 мая
     

    Тупни, нафиг надрываетесь если докончить неможется, заключайте договор с каким нибудь владельцем японской техники, сами построят, рекламу себе сделают и товары ещё привезут.
    Нашу конституцию никто не отменял.

    0
  • Повелитель червей
    25 мая
     

    Аянский тракт, романтичная и тяжёлая дорога по болотам и приморскому хребту. Во многом поддерживался беспошлинной зоной торговли в Якутском крае. При царе были умные люди и понимали что из за отдалености края, снабжать и развивать его было довольно затруднительно. Поэтому товарообмен с заграницей здесь не облагался налогом. Но стоило товару выйти за пределы Якутии, товар попадал под пошлины. Для этого существовал Нохтуйский таможенный пост. Напротив Мачи Олекминского улуса. Там долго сохранялись таможенные амбары. Тракт бы мог иметь значение при существовании в республике прямой внешней торговли и если бы был объем интересных для этого товаров.

    3
  • Одиссей999
    25 мая
     

    Какие то черти боятся и сабботируют выход Республики к морю. Если бы у нас была бы внешняя торговля, то уровень жизни бы у нас повысился.

    7
  • Митэрэй
    25 мая
     

    При царе, были и Аянский тракт и Охотский тракт. Маннетах для своего знаменитого магазина ещё в XIX веке привёз из Америки стекло пакеты, а мы о стеклопакетах узнали только в XXI веке.
    После революции, Москва испугавшись якутского сепаратизма, отрезала от Якутии Охотск и Аян. Якутия просила Союзный статус, а Москва дала лишь автономию.
    Будь Якутия Союзной Республикой и с выходом к Охотскому морю, то Якутск уже был бы миллионером и развитие Якутии было бы гораздо лучше.

    6
  • covid_19
    covid_19
    ххх
    Ветеран
    25 мая
     

    Заметили - сексоты напряглись, тема трогает маскву за вымя.

    Этот тракт НУЖЕН и хабаровчанам, и якутянам, но имперцы страшно боятся, что РСЯ выйдет к морю и будет иметь Международный Морской Порт.

    9
  • йцуеке
    25 мая
     

    без этого тракта спокойнее для ымперии, сегодня Аянский тракт а завтра с Японией сепаратный пакт, как кто так

    3
    • covid_19
      covid_19
      ххх
      Ветеран
      25 мая
       

      йцуеке, сталин боялся именно этого, потому и отрезал от Якутии огромный кусок территории.

      5
  • ВИШНЯ.
    ВИШНЯ.
    Эксперт
    25 мая
     

    Романтика прошлых веков.

    -2
  • Тим
    25 мая
     

    До Усть-Маи хоть круглогодичную дорогу построили?

    0
  • не натягивайте сову на глобус--))
    25 мая
     

    Аянский тракт и порт строили известная компания РАК - и только благодаря этой компании и появилось

    в интересах и строилась дорога и фактории для движения в сторону америки
    архивные документы ЧОТКО подтверждают
    а якуты никакого отношения не имеют!!
    фаллосные столбы ставить - это да ,имеют отношение--))

    4
    • LEONID
      LEONID
      Профи
      25 мая
       

      не натягивайте сову на глобус--)),

      Цитата:
      якуты никакого отношения не имеют!!
      Ещё раз. До революции именно этим путем через Охотский перевоз было сообщение якутов с Амуром. Якуты там жили. И наиболее вероятно ещё 3500 лет назад. На Амуре в горах целые города выдолблены в скалах. Где жили во время нереста рыбы.

      4
      • Куц
        25 мая
         

        LEONID, вы сумасшедший, даже похуже свидомитов

        3
        • LEONID
          LEONID
          Профи
          25 мая
           

          Куц, вам такое не преподают. Но, это не значит, что такого не было, это информация для внутреннего пользования. Профессиональные историки прекрасно знают о чем я пишу, это для вас сокровенное, потому что вы боитесь интересоваться историей ДВ. А это все есть в свободном доступе на специализированных форумах. Просто надо знать, что искать и где.

          3
          • На Амуре в горах целые города выдолблены в скалах. Где жили во время нереста рыбы.😂😂😂😂
            25 мая
             

            LEONID, жги ещё face with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy

            1
            • LEONID
              LEONID
              Профи
              25 мая
               

              На Амуре в горах целые города выдолблены в скалах. Где жили во время нереста рыбы.face with tears of joyface with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy,

              Цитата:
              Древние духи Амура: как прямые потомки людей каменного века хранят традиции
              Группа ученых из десятков стран в результате изучения геномов жителей Дальнего Востока обнаружила в Приамурье народ, представители которого являются потомками древних охотников и собирателей
              Скрытый текст
              В феврале этого года международная группа ученых опубликовала в издании Science Advances результаты исследований генома человеческих останков возрастом около 7500 лет. Они были найдены еще в прошлом веке в пещере Чертовые Ворота (по другим данным — Чертовы. — Прим. ТАСС) в Приморском крае, но детально их исследовать стало возможным только сейчас.

              Специалисты сравнили имеющиеся данные с геномами ныне живущих представителей коренных народов Дальнего Востока и установили, что самыми вероятными потомками древних охотников и собирателей сегодня являются представители коренного народа ульчей.

              ТАСС рассказывает о том, как охотники и собиратели не только жили на одной территории, но и тысячелетиями сохраняли свои традиции, а также о современном состоянии древнего народа ульчей.

              "Предположение о том, что неолитические памятники возрастом около 7000 лет связаны культурой нынешних аборигенов Дальнего Востока, у археологов было уже давно, с самых первых исследований академика Алексея Окладникова, который изучал этот регион в 30–70-е годы прошлого века. Он проводил очень много сравнений между орнаментами на древних горшках и на одежде нынешних представителей народов, и они оказались очень схожи. Он предположил, что эти неолитические узоры являются свидетельством культурно-исторических, а возможно, и этнических корней современных амурских народов", — рассказал ТАСС директор Учебно-научного музея Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) археолог Александр Попов.

              https://tass.ru/v-strane/4183153.
              Там не только ульчи. В других источниках и якуты на Амуре

              Скрытый текст
              При этом нам неизвестен достоверный факт связи самоназвания саха с меркитами. Однако в Барабинских степях и на Енисее сохранились роды с этнонимом саха, сахалары. Поэтому Дьин Саха могла называться вторая группа пришельцев, связываемая с родоначальником Элляем. Этноним уранхай, являющийся древним самоназванием эвенкийских родов, возможно, получила распространение среди обитателей Якутии как общее имя жителей таежных районов. Таким образом, по фольклорным источникам устанавливается проникновение мелких охотничьих групп с сопредельных с Якутией территорий Амура и Байкала и начало формирования народа «саха» https://www.dissercat.com/content/proiskhozhdenie-naroda-sakha-po-materialam-istoricheskikh-predanii

              Материалов якуты на Амуре начиная с Г.В. Ксенофонтова и современных ученых масса. И не соответствует этому форуму. Здесь только популярные статьи.

              1
              • К-Б
                26 мая
                 

                якутов на Амур завозил Поярков

                он дважды набирал команду для экспедиции на амур-реку
                набирал из добровольцев якутских боотуров, в основном, из Якутска и вилюйских
                но они показали себя..очень плохо..очень...--(9 дважды кончилось провалом
                может и сбежали тогда отдельные якуты или кого в плен взяли дауры

                1
                • LEONID
                  LEONID
                  Профи
                  26 мая
                   

                  К-Б, ага таки Поярков оказывается в каменном веке завозил якутов. О как. Оказывается китайцы описали 10 казаков которых заслали в каменном веке до Якутска во главе с Поярковым.

                  1
                  • К-Б
                    26 мая
                     

                    не передергивай --))если 400 лет назад не было толку, а в древности тем более--(( никчёмные

                    читай басни Крылова

                    1
                    • LEONID
                      LEONID
                      Профи
                      26 мая
                       

                      К-Б, читай историю в ту сторону (ДВ) по Китаю даже был Великий шелковый путь ещё до 3 в. Н.Э.. Это Европа деревня до 5 в. Н. Э. А Северо-Восточная и Восточная Азия были втянуты в общую цивилизацию ЮВА. И придумали порох и первые ракеты в виде фейерверков. Математика, геометрия - Ближний Восток.

                      Современные технологии 20в. давшие толчок развитию автомобилестроения и электроники - ЮВА.

                      Европа всегда на задворках. Пшика на копейку, а гонору на рубль.

                      Цитата:
                      Представители стран Северо-Восточной Азии соберутся в Якутске 6-8 августа Фото: ЯСИА Рабочее заседание Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии пройдет в столице региона 6 — 8 августа. Основной темой станет организация Генассамблеи ассоциации в 2020 году, передает телеканал «Якутия 24» со ссылкой на ТАСС. «Рабочее заседание Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии состоится в Якутске 6-8 августа. Участие подтвердили 24 региональные администрации из России, КНР, Японии, Южной Кореи и Монголии.
                      Подробнее на Якутия24: https://yk24.ru/index/ekonomika/predstaviteli-stran-severo-vostochnoj-azii-soberutsya-v-yakutske-6-8-avgusta

                      -1
                      • К-Б
                        26 мая
                         

                        --)) погордись ещё успехами японцев---)) если своих нет

                        в древности ваще не было якутов

                        1
                        • LEONID
                          LEONID
                          Профи
                          26 мая
                           

                          К-Б, У заречных якутов обнаружили древние гены японцев. Первые синтоистские записи нашли на берегах Алдана относящиеся 18 тысяч лет назад до Н.Э. Древние эпосы Японии совпадают с эпосами Олонхо. На Сахалине нашли археологические культуры, совпадающие на территории Якутии. Язык ненцев и якутов разошелся 16 тысяч лет назад (т.е. предки современных якутов уже были 16 тысяч лет назад). Просто в России Дальний восток начали изучать из Европы. И ориентируются на неё. А японцы и китайцы знают о древнем населении Якутии больше, чем европейцы. На китайском древние саха могли говориться, как сыцзе, считают московские историки https://dnevniki.ykt.ru/LEONID/378750.

                          Так что Якутия очень перспективный регион для новых открытий и работы. В отличие от Европы. У неё уже лет 30 отказываются от старых теорий, поскольку они не дают развитию в лучшую сторону. По сути исторические доказательства европейских ученых построены на легендах, а теперь не могут найти первоисточников имеющиеся объявляются фальшивками и с копятся с каждым годом. А в Якутии с древней историей все тип том. Поскольку якутским историкам приходилось доказывать не только каждую легенду, но и каждое предложение в ней. Ученым-якутологам работы ещё воз и маленькая тележка.

                          0
                        • LEONID
                          LEONID
                          Профи
                          26 мая
                           

                          К-Б, ЗЫ. Что касается открытий якутами, почитай журнал "Наука в Якутске ","Наука и техника в Якутии" и "Якутские архивы", а номера с 2-х значными цифрами. . Открытий масса в каждом журнале пачками. Якутам есть, чем гордиться. Но якуты народ стеснительный, скромный, поэтому не орут на каждом углу о своих открытиях, как некоторые

                          0
      • covid_19
        covid_19
        ххх
        Ветеран
        25 мая
         

        LEONID, ээ...

        С Амуром ?

        2
        • LEONID
          LEONID
          Профи
          25 мая
           

          covid_19, Да. В амурской области целые комплексы материалов связанных с якутами. Не зря северные китайцы генетические родственники якутам.

          0
          • йцу
            26 мая
             

            LEONID, угу, подтверждаю, у меня нашли китайские маркеры в днк, хотя предки всю жизнь жили в центр. Якутии

            0
    • LEONID
      LEONID
      Профи
      25 мая
       

      не натягивайте сову на глобус--)), Охотский тракт создали на века позже, если не на тысячелетия.

      0
      • архивы читай а не бред на историческом форуме
        25 мая
         

        Леонид, погугли архивы РАК , компания брала якутов и расселяла по тракту, разводила таким образом

        якуты сидельцы ещё те--))) боялись и дрожали в безмолвии и только компания РАК и казаки начали их пинать и с собой брать
        правда -она не лицеприятна?
        РАК завозила якутов со скотом и в Америку--)) читай архивы

        1
        • Быйанг
          Быйанг
          Ветеран
          25 мая
           

          архивы читай а не бред на историческом форуме,

          Якуты жили в Охотской, Амурской, Мурманской, Читинской Иркутской области областях и в Красноярском крае. - Все эти территории якуты называли - Саха сирэ. Порт Аян (Аан) в переводе с Якутского на русский язык называется = Порт Путь. Ойунский проложил путь к порту Аян (Айан) по старым протоптанным дорогам очень быстро.

          1
        • Быйанг
          Быйанг
          Ветеран
          25 мая
           

          архивы читай а не бред на историческом форуме,

          Вот как раз бы ты прочитал архивы. Далеко ходить не надо, документы были опубликованы в интернет издании то ли, ЯкутскХистори, то ли в на сайте Илин

          0
  • Пром
    25 мая
     

    У федералов нужно выпросить разрешение на малую авиацию как на Аляске и в Канаде.Сколько можно запрещать!?
    Через хребет Джугжур мог бы построить тоннель какой-нибудь олигарх.Покойный олигарх,приятель Челентано,собирался же строить тоннель для БАМа.

    0
  • covid_19
    covid_19
    ххх
    Ветеран
    25 мая
     

    У Якутии может быть Свой Морфлот

    white up pointing indexsmiling face with sunglasses

    3
  • covid_19
    covid_19
    ххх
    Ветеран
    25 мая
     

    image

    3
  • Толя
    25 мая
     

    Мой однокурсник жил в поселке Верхний Ат-юрях в Ягодненском районе Магаданской области, хотя понятия не имел о топонимике этого слова. До сих пор в тех местах живут Саха.
    По нвк шел целый цикл передач.
    Сейчас, в том числе Авдолян, проявляют интерес к этому пути.

    0
  • Толбонага
    25 мая
     

    А чего эту тему подняли? Опять Штырик к бабкам привштыриться хочет? Один раз Вышня тут выкатывала топ чтобы Щтырика над Аяном смотрящим поставить - тогда не проканало, так этим топом хотят притиснуть ворюгу к бюджетным деньгам?

    -4
  • У Якутии может быть Свой Морфлот😂😂😂
    25 мая
     

    Как и у Монголии face with tears of joyface with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy

    -1
    • covid_19
      covid_19
      ххх
      Ветеран
      25 мая
       

      У Якутии может быть Свой Морфлотface with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy,

      У Монголии флот мифичский, ау Якутии может быть Реальныйwhite up pointing index

      3
    • covid_19
      covid_19
      ххх
      Ветеран
      25 мая
       

      У Якутии может быть Свой Морфлотface with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy,

      а вот картинки для общего развития детишек:


      image

      image

      image

      2
    • Кульдьа
      Кульдьа
      Кульдьа
      26 мая
       

      ОАО "СК Арктическое морское пароходство". Список судов. Порт приписки Тикси.

      https://fleetphoto.ru/list.php?eid_own=2745
      Справка:

      Из истории. В 1955 году в Тикси был передан буксирно-лихтерный флот "Дальстроя" (Колыма), Мурманска и Владивостока, было создано управление флота.

      К середине 60-х годов флот порта Тикси имел 8 сухогрузных теплоходов, 25 лихтеров, 16 морских буксиров, ледокол и 4 единицы ледокольно-вспомогательного флота. Общая грузоподъемность флота составляла около 67 тыс.т. В разные годы порт Тикси подчинялся различным центрам: Якутску, Москве, Мурманску, Владивостоку.

      В 1967 г. на его базе создается самостоятельное морское транспортное предприятие, получившее название Северо-Восточное управление морского флота с непосредственным подчинением ММФ. Первым начальником СВУМФ назначается М.Хейдер-Назаров.

      Флот Тикси к середине 80-х годов имел 20 теплоходов и 4 танкера. Общая грузоподъемность составляла 79 тыс.т.

      В 1987 г. предприятие стало называться Якутское производственное объединение морского транспорта. В его состав, помимо транспортного флота и судоремонтных мастерских, вошли порты Тикси и Хатанга

      С 1991 г. предприятие существовало как судоходная компания, порты и большинство береговых подразделений вышли из ее состава. Компания получила название "Арктическое морское пароходство".

      С 1993 г. пароходство является государственным предприятием.

      0
  • Рал
    25 мая
     

    Судя по карте до Аяна раза в 4-5 ближе чем до Владивостока. Значить надо строить.

    4
  • Стройте, кто вам запрещает, завтра
    25 мая
     

    лопаты в руки и вперед дорогу строить.

    1
  • Заайхальский
    25 мая
     

    По Аянскому тракту до Амги, только на оленях то.

    2
  • Заайхальский
    25 мая
     

    Точнее до Усть Маи на оленях то.

    3
  • moroz-2020
    25 мая
     

    В наше время якуты живут на севере Хабаровского края, Магаданской области свободно говорят на своем языке.
    Аянский тракт это часть истории нашей республики. В моей молодости были живы старики которые ходили по этому тракту. Рассказывали много историй и легенд про нее.

    5
  • Заайхальский
    25 мая
     

    Как генерал Пепеляев то.

    3
  • LEONID
    LEONID
    Профи
    25 мая
     

    Приморцам я так понимаю Якутск не нужен. Небось одни скакалы живут.

    0
  • тукулутта
    25 мая
     

    лет семь назад перед весенней распутицей ездил с Якутска до нелькана ( Якутск- усть мая, далее по зимнику до белькачи, далее неплохая дорога до нелькана, дорога старателей- хорошо обслуживается, через каждые 50-70 км кордоны, перевалах дежурные бульдозеры , с белькачи 3 дороги , все зимники- усть маю, томмот, болугур через кутану, а в Хабаровск нет никакой дороги, только через Якутию, там такие дебри что невозможно проложить дорогу до Хабаровска , а с нелькана айан расстояние небольшое по нашим меркам

    5
  • Давайте лучше построим скоростную железную дорогу,
    25 мая
     

    это же ведь так легко.

    -1
  • Толбонага
    25 мая
     

    На этом форуме просто так такие темы не постят - значит скоро арктические недра будут копать, а продавать в Японию и Китай.
    Тогда логично предположить, что за счет РСЯ с вашего одобрения восстановят Аян, а за вывоз ПИ по Аяну ПРИБЫЛЬ БУДЕТ ПОЛУЧАТЬ НЕ ЯКУТИЯ, А КРУГ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ ЛИЦ ИЗ КООПЕРАТИВА ОЗЕРО. Для этого и выкатили этот топ. А смотрящим над Аяном поставят Штырика. Толкуй бар?

    -4
    • Виткон
      26 мая
       

      Толбонага, скорее всего олигархи намерены наверняка на наших реках Учур и Мая хотят построить ГЭС и электричество будут продавать хоть Китаю, хоть в Японию. Поэтому если начнуть построить ГЭС, в любом случае в первую очередь построят дорогу с морского порта Аян до Усть-Мая.

      -1
  • Были времена
    25 мая
     

    Я оказывается участвовал в строительстве этого тракта в 2007. Совсем рядом с рекой Амга. Был у нас тогда небольшой участок дороги. Который надо было построить. Работал тогда в СУ-888

    1
  • К
    25 мая
     

    Китайцев надо позвать на помощь,пусть китайцы строят .

    0
    • covid_19
      covid_19
      ххх
      Ветеран
      25 мая
       

      К, да кого попало можно звать, все равно масква ничего не может , кроме воровства.

      5
  • ordos
    25 мая
     

    Очень нужный тракт для нас "Окно на Восток".

    4
  • Учите мат часть
    25 мая
     

    До Советской Власти снабжение Якутска в основном шло по Аянскому тракту с морского порта Аян.

    5
  • covid_19
    covid_19
    ххх
    Ветеран
    25 мая
     

    Аян - окно в Тихий океан, путь к странам АСЕАН


    image

    2
  • Завтра надо начать строить дорогу в Аян,
    25 мая
     

    всё лопаты, тележки в руки и вперед в светлое будущее face with tears of joy

    0
  • Дима
    25 мая
     

    а чем не нравится порт магадан? дорога есть, пусть длиннее в два раза, зато есть и федерального значения

    1
  • Виткон
    26 мая
     

    Олигархи на наши реки Учур и Мая глаз положили. Они наверно хотят на наших реках ГЭС построят. Поэтому в первую очередь хорошую асфальтированную дорогу с Айана до Усть-Мая наверняка сделают.

    -1
  • Повелитель червей
    26 мая
     

    Нет пока экономического смысла для дороги. Что возить и как смогут окупиться огромные затраты. Даже вроде бы рентабельные прожекты по перекачке газа к тихоокеанском побережью , естественно требующее сопровождающий дороги, сейчас весьма эфимерны. На фоне начинающегося кризиса, падения стоимости всех видов топлива и заката экономики углеводородов.

    -2
    • Толбонага
      26 мая
       

      Повелитель червей, при катастрофе с нефтью и газом будут искать альтернативу. Так что все что ты перечислил и есть повод восстановить это транспортное сообщение

      -4
    • Belfegor4
      Belfegor4
      Эксперт
      26 мая
       

      Повелитель червей, это закат бездарной путиномики.

      1
  • В Аян вообще смысла нет дорогу вести,
    26 мая
     

    нет ни экономической, ни другой целесообразности.

    -2
    • Толбонага
      26 мая
       

      В Аян вообще смысла нет дорогу вести,, это тебе так кажется. А Штырику кажется обратное, и он уже здесь запулил пост о назначении его на должность смотрящего над Аяном. Сравни свою "осведомленность" с его уверенностью

      -4
  • 007
    26 мая
     

    летом в аян и охотск планировалось что приплывет круизный параход из норвегии

    Silversea Cruises - это круизная линия класса люкс со штаб-квартирой в Монако, принадлежащая Royal Caribbean Cruises Ltd.. Основанная в 1994 году группой Власова из Монако и римской семьей Lefebvre, она стала первопроходцем в круизе "все включено" со своим первым кораблем Silver Cloud. В июне 2018 года Royal Caribbean Cruises Ltd приобрела 67% контрольного пакета акций круизной линии. Википедия

    https://www.silversea.com/cruise-to/okhotsk.html
    https://www.silversea.com/ships/silver-explorer.html

    4
  • 007
    26 мая
     

    в середине XIX века администрация Русско-Американской роты была перемещена на юго-восток в Аян

    Охотск - город на северном берегу Охотского моря. Поселение началось в середине 17-го века после того, как русские впервые достигли Тихого океана примерно в 95 километрах к юго-западу от фактического города. Охотск начался рядом с рекой Охота, так как транспорт в то время осуществлялся по рекам изнутри. Поселение приобрело значение, когда Петр Великий решил начать судостроение в Охотске. Витус Беринг посетил Охотск во время двух своих экспедиций в Берингово море и в сторону Америки. Смотреть меньше
    Первоначальное местоположение не подходило для целей гавани, и город дважды перемещали, чтобы в конечном итоге переместить его рядом с рекой Кухтуй, примерно в 9 километрах к востоку от фактического устья реки Охоты. Когда в середине XIX века администрация Русско-Американской роты была перемещена на юго-восток в Аян, а место Охотской военной флотилии (переименованное тогда в Сибирскую флотилию) было изменено на Петропавловск, упадок Охотска был неизбежен. Сегодня небольшой аэропорт связывает Охотск с другими городами. С мая по ноябрь море свободно ото льда, но Охотск экспортирует лосося и другую рыбу. Морские тюлени привлекаются рыбой к устьям рек, а китов видели в море. В городе до сих пор проживает около 4000 жителей, частично русских и частично эвенов, местной этнической группы. В небольшом, но увлекательном музее выставлена ​​впечатляющая коллекция таксидермических птиц, включая орла Стеллера, свисающего с потолка.

    2
  • сип4жилы
    26 мая
     

    Этот хабаровский край распластался по всему побережью.. кто отдал часть Якутской области и даже обратно не просит, тупни.
    Трутень, или достраиваешь или не медля возвращаешь от края, шейх недодраный. Японцы к нам придут. Нет у них своей армии, глупцы пугливые, у них только войска самообороны имеются

    4
  • ХамсыырХамса
    26 мая
     

    Люди, вы новости не читаете чтоли? Авдолян же собирается строить.

    Цитата:
    Магистральный газопровод протяженностью 1300 км до побережья Охотского моря. Это станет первым шагом по созданию полноценного транспортного коридора и в дальнейшем обеспечит транспортный выход Якутии к портам Охотского моря

    https://news.ykt.ru/article/100379

    Глава Якутии пообещал поддержку реализации СПГ-проекта Авдоляна
    https://news.ykt.ru/article/100393

    2
  • Толбонага
    26 мая
     

    Ну вот вам и причина возникновения топа - ресурсы Якутии по дороге, построенной на бюджет Якутии, уйдут из Якутии, а прибыль проплывет мимо Якутии. Мы им раскощеливайся чтобы они себе прибыль хапнули, а они нам - шиш с маслом.
    Требуйте оповещения населения по это "сделке"

    -3
    • сип4жилы
      26 мая
       

      Толбонага, сделки пигмеев несчитова... Авдолян выкупил долги у Ятэка - Саханефтегаз. У Саханефтегаза долгов теперь нет - уже и не банкрот, как бы там мошенники не называли)

      1
      • carmanovmikh
        carmanovmikh
        михаил
        27 мая
         

        сип4жилы, Причём здесь ЯТЭК и СНГС? Вы путаете тёплое с мягким. Кому нужен, кроме Айса эта местечковая компания, она постоянно на дотациях от государства и развития 0, деньги в них как в бездонную бочку уходят. У ЯТЭК появился реальный шанс стать одни из лидеров газовой отрасли в России. И я рад что наши не имеют к этому никакого отношения, потому что всё к чему прикладывает руку правительство обречено на провал

        4
        • сип4жилы
          27 мая
           

          carmanovmikh, наша бочка, сколько надо столько и черпать с нее. Авдолян на дотациях будет и еще с тебя три шкуры собирать - этого вам надо?? Гнять их и подальше.
          Саханефтегаз будет иметь отныне развитие и такое, что бесплатное будет потребление, тупни. Давай Трутень, убирай своего Авдоли.

          -1
          • Redm
            Redm
            Мастер-ломастер
            27 мая
             

            сип4жилы, какое развитие? Бенз ещё дороже будет? Очнись! Там коррупционер на коррупционере, все родственники подтянуты к кормушке. Ещё и во главе борец без опыта работы Лебедев. А у Авдоляна деньги частные, свои, он их просто так разбазаривать не будет. Но я так понимаю, что ты СНГС с СТНГ попутал, но там всё ещё хуже и развития не будет. Некуда развиваться, только губозакаточную машину купить нашим надо.

            0
            • сип4жилы
              27 мая
               

              Redm, пусть и не разбазаривается, в Армении деньги больше нужны пусть укатывает с Гаспромом в Силу сибири-2 говорят вам.
              Никаких коррупционеров сбыта и транса у Саханефтегаза больше не будет.
              и не смешивайте здесь выход на море со строительством газопровода.

              -1
              • Redm
                Redm
                Мастер-ломастер
                27 мая
                 

                сип4жилы, это вы смешиваете, потому что даже не понимаете что СТНГ и СНГС -это 2 разные компании. Вы бы для начала теорию подтянули.

                0
                • сип4жилы
                  27 мая
                   

                  Redm, не догоняешь, в планы Саханефтегаза сейчас эти компании не вписываются. Вывески все скоро меняются.

                  -1
                  • СлабоумиеиОтвага
                    27 мая
                     

                    сип4жилы, кишка тонка у СТНГ. Нет у них ни денег, ни спецов подходящих. Они только бюджет проедать могут и газ поставлять в трубы в 5 раз дороже чем им ЯТЭК продаёт. Плавали, знаем

                    2
          • carmanovmikh
            carmanovmikh
            михаил
            28 мая
             

            сип4жилы, Я думаю, Авдолян наоборот сделает все, чтобы компания развивалась, нашим отдай предприятие - загнется, и вы еще больше будете ныть и гнать на ятэк.

            3
            • сип4жилы
              28 мая
               

              carmanovmikh, вам ЮКОСа мало было...Магомедовых мало...армян не хватает, сколько ещё надо...?

              Говорят же вам, пошли все с Газпромом на новый проект сила сибири-2.

              У трубы сила сибири-1 скважины полупустые, поставки в Китай сорваны. а Авдолян о новом отмывании рассказывает. Сказочники

              Мишустин к нам на ссылку приедет, на нем пахать будем

              -2
    • ХамсыырХамса
      26 мая
       

      Толбонага, из пальца высосал?

      Цитата:
      по дороге, построенной на бюджет Якутии

      2
      • Толбонага
        27 мая
         

        ХамсыырХамса, давай проверим. А что означают обещания НАСа насчет помощи от республики?

        -3
  • Об Аянском тракте можно забыть
    27 мая
     

    лет так на 50.

    -1
  • Ньукус
    27 мая
     

    Найдется у нас Петр1 что пробьет окно восточному незамерзающему море,что наши коммерсанты и рыболовы весь северовосток России и Китай заполнят дешевыми морскими деликатесами.

    2
  • Mariia2015
    28 мая
     

    Хеспаде. Федеральная трасса до Магадана круглогодичная есть же.
    Шикарная трасса.

    -2
  • метан
    28 мая
     

    .

    Тогда снабжение Усть Маи перейдет от Якутска к хабаровским,приморским и китайским портам,вот и все.
    Усть Нера и так снабжается через Магадан.
    Прошлого не вернуть.

    -1
  • метан
    28 мая
     

    Якутск потеряет в снабжении Усть Маи,Амги и Алдана.

    -1
    • LEONID
      LEONID
      Профи
      28 мая
       

      метан, с чего потеряет? Ж/д это тот лом, который завалит любой аргумент. Без ж/д порт Аян, это не аргумент. И более интересен Приморью, чем Якутии. Пускай сделают дорогу до границы с Якутией, потом выкладывают аргументы.

      1
    • covid_19
      covid_19
      ххх
      Ветеран
      31 мая
       

      метан, Якутск приобретет доставку товаром морем white up pointing index

      -1
      • У тебя
        2 июня
         

        covid_19, как с логистикой? Для доставки товаров выгоднее севморпуть, а значит море Лаптевых самый подходящий вариант.

        -2
  • Mariia2015
    28 мая
     

    Оймяконский товарищ в Магадане затаривается стройматериалами

    -1
  • Рон
    28 мая
     

    Верните наше родное Охотское море. На остальное наплевать

    3
  • метан
    28 мая
     

    Вернут,скоро вернут.

    Усть Мае тогда точно не будет нужен Якутск.

    -2
  • Belfegor4
    Belfegor4
    Эксперт
    2 июня
     

    Аянский тракт- выход Якутии в Мир.

    2
  • covid_19
    covid_19
    ххх
    Ветеран
    15 июня
     

    Можно будет делать круизы от Якутска до Аяна по земле и морем через Японию на Филиппины))

    0
  • Пром
    15 июня
     

    Окно в Азию хотите пробить?

    0
  • Jose_C
    Jose_C
    Ветеран
    10 июля
     

    На самом деле есть смысл взглянуть на ситуевину с позиций системного анализа.

    1. Аяно-Майский район (АМР) Хабаровского края -- в числе самых депрессивных регионов России. Даже самый упертый бот оспаривать сей факт не будет по причине неоспоримости самогО этого факта.
    2. Северные районы Хабаровского края для собственно Хабаровска -- это нон-стоп головняк и эври-дэй геморрой. Достаточно вдумчиво рассмотреть, как в крае распределяется бюджетное финансирование, при этом неважно, краевой это бюджет или федеральные трансферты, факт в том, что хабаровские севера финансируются по остаточному принципу. Будем честны, это так, причем на 100%.
    3. Порт Аян. Как для Хабаровска, так и для Москвы интерес представляет никакой, от слова "нулевой". И совершенно логично, поскольку есть Ванино с развитой со времен СССР инфраструктурой и ЖДшкой. Вдохнуть жизнь в "убитый" регион может только сила, экономически реально заинтересованная в данном регионе. Такая сила есть только у Республики Саха (Якутии). Больше ни у кого таких сил и потенциальных возможностей нет. Будем реалистами.
    В общем, проблема или некоторое подобие проблемы есть. Которая как бы если не требует, но, тем не менее, ожидает рационального решения. Горячие головы готовы поднять тему о присоединении некогда "исконных якутских территорий" к Якутии. Вряд ли это конструктивно и нон-конфликтно. Я думаю, что федеративное устройство Российской Федерации предполагает достаточно широкое поле для эффективных решений практически любых территориальных вопросов. На мой взгляд, вполне реален договор между Хабаровском и Якутском по созданию на территории АМР особой экономической зоны. Подчеркиваю, без изменения территориальных границ. С четко прописанным порядком регионального финансирования и распределения прибылей/убытков в четком соответствии с финансовыми вложениями.
    О коварной "гидре якутскАго сепаратизЬма". :) Как инженер-системщик с 35-летним стажем, к этой теме отношусь с изрядной долей юмора. Теоретически, если процесс развала страны некими абстрактными силами будет в некий момент запущен, отвалившаяся Якутия неминуемо окажется в составе "отвалившегося" ДВФО. :) Вероятность развала страны оцениваю в 0,5%. Вероятность целостности и неделимости РФ оцениваю в 99,5%, по крайней мере на временном отрезке 2050-2070 гг.

    3
  • Belfegor4
    Belfegor4
    Эксперт
    10 июля
     

    Вся беда только в том, что развитие России путину НЕНУЖНО.

    Об том ясно говорит его 20летие.

    1
  • хе-хе
    10 июля
     

    Цитата:
    Такая сила есть только у Республики Саха (Якутии). Больше ни у кого таких сил и потенциальных возможностей нет. Будем реалистами.

    ил дархан чуть Тикси не загубил--)) завопил и обратился к министерству обороны---))
    маленький такой Тикси

    0
  • индеец
    10 июля
     

    Нашли где спрятан Тикси 4?

    0
  • Belfegor4
    Belfegor4
    Эксперт
    10 июля
     

    Этот наместник не вечен.

    1
  • Belfegor4
    Belfegor4
    Эксперт
    29 июля
     

    Север Хабаровского края можно осваивать совместно хабаровчанам и якутянам white up pointing index

    1
  • финиш
    29 июля
     

    Тикси 4 - это база Кригсмарине возле Тикси 3.
    Если проложат дорогу до Аяна у будущих Фургалов как гора с плеч спадет.В отдаленный регион нужно будет лишь перечислять деньги,все остальное попрет из Якутии и с моря.Дальше с развитием наоборот Аянский регион станет прибыльным для края.

    1
  • финиш
    29 июля
     

    Фургал говорил про этот регион,что там не хватает финансирования объектов здравоохранения.

    1
  • --))
    29 июля
     

    вы идиёти?
    Якутия загибается -некому работать на селе, лошади падают
    коровы в навозе тонут
    ---(((

    0
  • covid_19
    covid_19
    ххх
    Ветеран
    30 июля
     

    Горизонтальная интеграция Дальнего Востока приведет к развитию его экономики.

    0
  • Митэрэй
    30 июля
     

    Масква никогда не позволит Якутии выйти к морю. Зря чтоли в 1920ые годы отрезали Якутию от моря.

    0
  • Павлик Морозов
    30 июля
     

    Уже давно строят эту дорогу по государственному финансированию.

    -1
Ответ на тему: Аянский тракт: забытый путь к морю
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания