Уважаемые пользователи, форум с 11 мая 2020 года объединился с другими республиканскими форумами под новым названием "Республика".
По этой ссылке добавлять новые сообщения невозможно. Все прежние темы с обсуждениями останутся доступными для чтения.
Добро пожаловать на объединенный форум "Республика"!
6 месяцев на форуме Топ пользователь 1000 просмотров Все
Награды
6 месяцев на форуме
6 месяцев на форуме
Топ пользователь
Топ пользователь
1000 просмотров
1000 просмотров
Коренное население Булунского района
  1865
И. С. Гурвич
К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ БУЛУНСКОГО РАЙОНА
Большая часть населения Булунского района Якутской АССР за исключением лиц, недавно приехавших из центральных районов Якутии, считается в официальных документах эвенами и эвенками, причем в документах эти термины не различаются. Этнографическое обследование района, проведенное нами в 1954 г. по заданию Якутского филиала АН СССР, показало ошибочность причисления всего коренного населения Булунского района к эвенам и эвенкам.
К эвенам можно отнести только население Хара-улахского наслега. Это тюгясиры, входившие в прошлом в Северный тюгясирский род [И. С. Гурвич. Эвены-тюгясиры. «Краткие сообщения Института этнографии», вып. XXV. М., 1956, стр. 42-55.]. Эвенками по происхождению являются потомки кюнцев и эжанцев, в настоящее время ни по материальной культуре, ни по языку ничем не отличающиеся от окружающих их якутов.
Кюпцы и эжанцы, представлявшие в прошлом отдельные тунгусские роды, стали рассматриваться еще до революции как единая группа — кюп-эжанцы. По сообщениям стариков, свой родной язык кюп-эжанцы утратили еще в середине XIX в. Часть кюпцев кочевала среди тюгясиров на восточном берету Лены и переняла язык последних (эвенский). О своем происхождении кюп-эжанцы сохранили отрывочные воспоминания. В пос. Чекуровка — центре Кюп-эжанского наслега — нам удалось записать легенду о происхождении эжанов.
«Жили три брата. Наступил голод, они поехали к Жиганску на юг. Старший брат убил тетерева и сам один съел. Средний брат обиделся и выехал на запад. От него пошли кангалассцы. Старший остался на месте — от него пошли эжаны. Младший выехал вверх по Лене, выше Якутска, и обосновался там, тоже в тех местах эжаны живут» [Записано от П. Андросова, 70 лет, из Кюп-эжанского наслега Булунского района.]. Эта легенда все же свидетельствует о том, что эжаны считали себя в низовьях Лены пришлым населением.
О кюпцах удалось узнать только, что они считают себя местными жителями. Согласно историческим источникам, эжаны и кюпцы жили по рр. Алдану, Мае и числились в Бутальском остроге [Б. О. Долгих. Родовой и племенной состав Сибири в XVII в. М., 1960, стр. 506.]. В начале XVIII в. часть их перебралась в низовья Лены и Оленека [Центральный Государственный Архив древних актов, ф. 1117, оп. 4, кн. 1864, лл. 52, 91.]. В 1721 г. кюпцы считались жителями Жиганского зимовья [Там же, ф. 607, оп. 2, д. 2, л. 17.]. В XIX в. эжаны кочевали к востоку от Лены. На северо-востоке района они доходили летом до бухты Тикси. По словам наших информаторов, в Эжанском наслеге было около 50 ольбюге, т. е. ясачных окладов. В Эжанском наслеге было три рода: род князя и два рода старшин. Эжанцы держались тремя группами: одна кочевала по Эбитэму, вторая — в местности Летовье, третья — по Лене. По Эбитэму жили: Борисовы, Боярские, Корякины; в Летовье — Андросовы, Шадрины, Корякины; по Лене — Винокуровы.
Кюпцы делились также на три рода. В Кюпском наслеге было 10 ясачных окладов. Одна группа кочевала в местности Эякит, другая в Кумах-сурте, третья зимой кочевала по реке Илегир, и осень проводила в устье реки Эбитом. Среди кюпцев встречались фамилии: Корякины, Соколовские. По данным переписи 1897 г., в Кюпском роде было 140 чел. обоего пола, в том числе 70 мужчин. По десятой ревизии (1850 г.), в этом роде значилось 282 чел. обоего пола. В Эжанском роде по десятой ревизии значилось 138 чел. обоего пола, а по переписи 1807 г. всего 70 чел. обоего пола (33 мужчины) [С. Патканов. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири, ч. I. СПб., 1906, стр. 116.].
Члены кюпского и эжанского родов постоянно роднились с якутами-оленеводами Хатылинских, Батулинских, Туматского и Кангаласского наслегов, и уменьшение численности обоих родов за период с 1859 до 1897 г. объясняется, очевидно, слиянием кюпцев и эжанцев с якутами, переходом их в якутские наслеги.
Быт кюпцев и эжанцев, как удалось выяснить в Булунском районе, мало отличался от образа жизни северных якутов. Как кюпцы, так и эжаны зиму проводили в юртах, а весной переходили в конические торходи типа западного эвенкийского чума. Верхнюю часть покрышки чума называют хеанти, нижнюю ульгюн, якутскими терминами обозначают части остова: три основные жерди суона, а остальные — урага; жердь для подвешивания котлов носит эвенкийское наименование икэтин.
Для обоих родов большое значение имело рыболовство. Начинали рыбачить весной по заберегам, летом ставили сети по мелким притокам Лены. В 900-х годах некоторые кюпцы и эжанцы обзавелись неводами.
В поколках диких оленей, устраивавшихся в местах их кочевок якутами и русскими старожилами, кюпцы и эжанцы участия не принимали. На диких оленей они охотились с помощью манщика (ондодо); в верховьях речушек на водопойных тропах кюпцы и эжанцы ставили изгороди и в проходах настораживали самострелы.
Хозяйства кюн-эжанов, занимавшихся охотой, имели от пяти до двадцати голов оленей. В богатых семьях число домашних оленей доходило до 100 голов. Часть кюпцев жила полуоседло вместе с батулинцами в низовьях Лены. В этой группе держали не оленей, а ездовых собак. Основным занятием их было рыболовство. Осенью они устраивали также загоны для ловли линных гусей: около озер ставились сети и в них загоняли из озер линных гусей, затем крылья сетей соединяли и стаю истребляли. Облава эта называлась окуол, т. е. огораживание.
Большим подспорьем для кюп-эжанцев служила ловля куропаток. Обычно около жилья ставили на куропаток петли. Иногда для этой цели изготовляли особые сети. На глубоком снегу расставляли пять-шесть кольев-жердей, между ними натягивали длинные низкие сети из конского волоса с таким расчетом, чтобы стая куропаток, передвигающаяся обычно весной во время сильной пурги против ветра, застряла в сетях. Таким образом удавалось сразу поймать 15-20 куропаток.
Зимой кюп-эжанцы охотились па песца пастями. Старики, по словам наших информаторов, предпочитали ставить на песца самострелы, считая изготовление пастей слишком трудоемким делом. В лесной местности на горностаев ставили черканы.
Летом мясо диких оленей сушили, нарезая длинными полосами (ургаи) и мелкими кусочками (улюктэ). Из трубчатых костей вываривали жир. Иногда мелкие кусочки сушеного мяса дробили и смешивали с костным жиром. Это блюдо обычно брали с собой охотники на промысел. Рыбу вялили — изготовляли юколу. Рыбу осеннего улова замораживали. Впрок заготовляли также и рыбью икру.
Хозяйственные постройки кюн-эжанцев представляли собой помосты на столбах. Столбами обычно служили высокие пни. В тундре амбары не строили, а мясо для защиты от песцов закрывали со всех сторон крупными камнями. Такое сооружение называли неоку.
Одежда кюп-эжанцев не отличалась от одежды булунских якутов. Они также носили распашные дошки из оленьего меха, но не расклешенные клиньями. В прошлом женщины носили передники с украшениями — далыс. Мужчины для тепла надевали нагрудники без украшений. Весной охотники, для того чтобы подкрадываться к диким оленям по мокрому снегу или летом по болоту, надевали специальные передники из лап дикого оленя, защищавшие их от грязи и воды и облегчавшие скольжение. В настоящее время в кюп-эжанском наслеге сохраняется традиция украшать зимнюю одежду мехом другого цвета.
Дошки с аппликациями носят преимущественно женщины и дети. Таким образом, в хозяйстве и материальной культуре кюпцев и эжанцев можно отметить много эвенкийских черт, значительно больше, чем в материальной культуре близких к ним булунских якутов. Еще более отчетливо прослеживаются эвенкийские черты в области верований и охотничьих обрядов кюп-эжанцев, о которых в настоящее время сохранились лишь воспоминания.
Кости диких оленей и их черепа кюпцы и эжаны складывали на особый помост — гули. В тундре, где нет леса, кости складывали на землю и обкладывали камнями или дерном. До перекочевки кости сверху закрывали камнями и дерном, перед откочевкой верхние камни убирали. Делалось это будто бы для того, чтобы дух охоты (синкэн) не отходил далеко и следовал за охотниками. Для этого же духа обязательно выпускали одного оленя, если удавалось окружить стадо. Старики говорили молодым охотникам: «Не выпустишь — потом будет плохо».
Синкэном называли также комок волос, который иногда встречается под кожей на шее у оленей. Этот комок хранили, считая, что он приносит счастье охотнику. Подкожные комки волос кюпцы и эжаны сушили и пришивали к своей одежде. Оберегали от осквернений и зубы диких оленей; их помещали в особую вьючную сумку — матагу — и хранили в амбарах. Широко бытовавший в этой группе обряд кормления огня называли синкэнит.
Старики, наши информаторы, рассказывали, что в прошлом при разделке туши дикого оленя сердце, легкие и голову извлекали вместе и не отделяли друг от друга до момента приготовления пищи. Очевидно, так стремились сохранить магическую связь между частями тела животного. Ружья после охоты смазывали кровью диких оленей.
По отношению к другим объектам охоты у кюпцев и эжанов существовало меньше обычаев. Когда, например, заносили песца или горностаи в дом для того, чтобы отогреть и снять с него шкурку, то в рот зверьку клали кусочек жира и, обращаясь к нему, просили, чтобы он и впредь приходил в гости; лисице при этом завязывали голову платком, чтобы она не услышала случайного звука металла. Тушки песцов и горностаев обычно не бросали на землю, а прикрепляла к ветвям деревьев.
Особые обычаи и обряды выполняли по отношению к медведю. Охотник, которому удалось убить медведя, говорил домашним: «Какой-то тунгус нашего дедушку убил» или «Наш дед на что-то напоролся». Домашние делали вид, что опечалены, иногда женщины и дети даже плакали. Женщины прежде не ели медвежьего мяса. Череп медведя вешали на дерево. Такие же обычаи по отношению к убитому медведю существовали и у оленекских якутов. Таким образом, как мы видим, у кюн-эжанцев тесно переплетались эвенкийские и якутские охотничьи обычаи. Эвенкийские или эвенские особенности можно отметить также в танцах. В прошлом кюп-эжанцы танцевали не якутски
Ответов 5
  • саксаксак
    16 февраля 2019
     

    Эвенкийские или эвенские особенности можно отметить также в танцах. В прошлом кюп-эжанцы танцевали не якутский танец осуохай, а нехериэ — круговом танец эвенков. Запевала пел: «Нехандя-нехандя, нехуляй-нехуляй, худя-худя!».
    У кюпцев и эжанцев до недавнего времени сохранились некоторые тотемические пережитки. Эжанцы считали, что их род происходит от кукушки, поэтому невестки-чужеродки, уважая эту птицу, не произносили ее ими. Кюпцы почитали лебедя, называли его иносказательно урюн-кетер. Невестки при виде тотемных птиц, если были без головного убора, закрывали голову руками.
    Однако все эти второстепенные детали и особенности говорят лишь об особом происхождении кюн-эжанцев. Фактически в настоящее время кюн-эжанцы не отличаются от булунских якутов ни одеждой, ни хозяйством, ни типами жилища.
    Родным языком для кюнцев и эжанцев является якутский язык. В Кюп-эжанский наслег входит также часть якутов бывшего 3 Хнтылинского и Батулинского наслегов. Кюпцы, эжанцы, хатылинцы и батулинцы. т. е. потомки эвенов и потомки якутов, настолько перемешались друг с другом путем браков, что говорить о кюп-эжанцах как об особой эвенкийской группе в Булунском районе не приходится. Не представляется возможным даже определить их современную численность. Только старики помнят, к какому роду или наслегу принадлежали их предки, молодежь уже этого обычно не знает. В настоящее время этнически население Булунского района по существу едино — это своеобразная группа якутов, занятая промысловым хозяйством.
    Как указывалось выше, несмотря на то, что коренное население считается по традиции в Булунском районе эвенками, так как занято оленеводством, охотой и рыболовством, старики во всех бывших якутских наслегах (1 и 2 Батулинском, 1, 2, 3 и 4 Хатылинском, Кангаласском, Туматском) сохранили воспоминания о том, что их предки выходцы из центральных якутских улусов.
    «Во время войн (кыргыс сагана) вниз по Лене приплыл якут Хайгыалаах. Он со «столбов» (скалы на Лене.— И. Г.) поплыл по Туматской протоке, нашел хорошие охотничьи угодья и остался жить. Остаток стойбища (етех) Хайгыалааха находится недалеко от устья Туматской протоки». Хайгыалаах считается предком туматов.
    «Батулинцы пришли когда-то из дойду (с родины, т. е. из Якутского округа). Мы батулинцы-якуты; об этом забыли или не знают, пишут нас теперь эвенками», — сказал А. Гоголев (1882 г. рождения), уроженец Батулинского наслега.
    Такие же легенды и рассказы в свое время записал в низовьях Лены и А. П. Окладников [А. П. Окладников. Исторические рассказы и легенды Нижней Лены. «Сборник Музея антропологии и этнографии», XI. М. - Л., 1949, стр. 73-109.]. При публикации этих материалов А. П. Окладников отметил, что коренное население Нижней Лены — северные якуты кочевники-оленеводы, говорящие только по-якутски, но прежде, очевидно, значительная часть их говорила по-эвенски [А. П. Окладников. Исторические рассказы и легенды Нижней Лены. «Сборник Музея антропологии и этнографии», XI, стр. 73.]. О том, что хатылинцы, туматы, батулинцы и кангаласцы принадлежат к якутам, свидетельствуют и переписи 1859 и 1897 гг. [Памятная книжка Якутской области за 1863 г. СПб., 1864, стр. 70-71; С. К. Патканов. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев. СПб., 1912, стр. 764-765.].
    После установлении Советской власти на Севере и упразднения старых административных единиц северные якуты из упомянутых наслегов и эвенки из кюпского и эжанского родов окончательно перемешались, так как в основу новых административных единиц был положен территориальный принцип. Так, например, в Тюмятинский наслег Булунского района на р. Оленек с центром в пос. Тюмяти вошли якуты бывших Осогостохского и Чордунского родов Вилюйского округа и якуты 2 Хатылинского и Кангаласского наслегов Жиганского улуса. В Арынский и Усть-Оленекский наслеги вошли якуты того же 2 Хатылинского, а также 3 Хатылинского и несколько хозяйств из Кангаласского наслегов. Центрами вновь образованных наслегов стали места зимних ярмарок, места скопления зимников и т. д.
    По Лене были образованы Туматский, Кюп-эжанский и Сиктяхский наслеги. Примером того, насколько в современных наслегах перемешивались лица из разных наслегов и родов, может служить Кюп-эжанский наслег. В него вошли часть кюпцев и эжанцев, некоторые хозяйства тюгясиров, кангаласцев, хатылинцев, а также выходцы из бывших вилюйских родов и переселенцы якуты из центральных районов.
    В период коллективизации в каждом из наслегов возникли оленеводческие товарищества или первичные производственные объединения. При переходе товариществ на устав сельскохозяйственных артелей мелкие товарищества стали объединяться; в каждом наслеге, как правило, возникло по одному колхозу. Если товарищества в основном состояли из родственных хозяйств, то колхозы на первом этапе нередко объединяли представителей того или иного рода или наслега. Это положение изменилось сравнительно недавно. В 1949-1951 гг. в Булунском районе так же, как и в других местах нашей страны, развернулось движение за укрупнение мелких колхозов. Следствием этого явилось объединение и укрупнение наслегов. Так, например, Тюмятинский колхоз им. Крупской объединился с Кумахсуртским колхозом «25 лет Октября». В результате батулинцы. жившие в низовьях Лены, перебрались на Оленек, в поселок Тюмяти.
    Колхозные центры превратились в крупные поселки, так как при объединении, обычно, колхозы избирают единый центр, расположенный в наиболее удобном месте. В настоящее время образовались крупные колхозные центры: пос. Тюмяти, пос. Ньяйба. пос. Чекуровка и др. То, что кюн-эжанцы, давно уже сблизившиеся с хатылинцами, батулинцами, кангаласцами и туматами, оказались вместе с ними не только в пределах одного административного района, но и в пределах одного колхоза, одного поселка, по нашему мнению, в значительной степени способствовало окончательному сближению всех этнических групп Булунского района в единое целое.
    В данной статье мы не касаемся глубоких изменений в жизни и хозяйстве населения низовий Лены, происшедших за годы Советской власти, — это тема особой работы. Цель настоящей статьи на примере судьбы Кюпского и Эжанского родов обратить внимание этнографов на своеобразные ассимиляционные процессы на севере Якутии, на культурное слияние мелких этнических групп.
    /Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Краткие сообщения. Вып. XXXVI. Москва. 1962. С. 55-59./


    Ну вот в Булунском районе сейчас все поселения стали эвенскими наслегами, хотя там в основном жили северные якуты-саха. А эвенки в лице кюп-эжанцев были пришлыми. Эвенки ни когда не участвовали в поколке оленей. А этот вид охоты в Булунском районе известен со времен неолита.
    Цитата:
    Археологический памятник, относящийся к эпохе ранней бронзы (по А.П. Окладникову) или к позднему неолиту (по С.А. Федосеевой). Погребение открыто А.П. Окладниковым в 1942 году в устье реки Иччилях, впадающей в Лену в 1 км выше поселка Говорово (Чекуровка) Булунского улуса.
    При остатках двух костяков уцелели футляр для игл из оленьего рога, хранившиеся в нем две костяные иглы и миниатюрная пластинка из халцедона, орнаментированная бляха в виде прямоугольной пластины из рога и большое количество вырезанных из раковин круглых перламутровых бляшек с отверстиями в середине, тонкая медная пластинка.

    У нас произошел полный переворот нации в сторону китайских эвено-маньчжуров, не без помощи советских этнографов.

    0
  • брат булун
    19 июля 2019
     

    Многие в Тикси ,Быковском , Кюсюре считают себя туматами. Одна бабушка 80 лет ,говорила что ее дед называл себя туматом и рассказывал ей туматские сказки и какие то туматские слова.Про эвэнков и эвэнов ее дед знали и не воспринимали их язык.И в то далекое время себя называли - тумат , когда все люди назывались по старинному - саха были саха, эвенки - тунгусами ,а отдельно от них были туматы .

    0
    • саксаксак
      19 июля 2019
       

      брат булун, туматы ушли из Байкала под натиском войск Джучи. Тумат и Тубэ слова синонимы. Лесные племена. Часть осталась в Ленском районе, часть спустилась к морю Лаптевых. Потомки курыкан, сахаязычных племена.

      0
  • саксаксак
    19 июля 2019
     

    В 2020 году сахалар, не эвенки Булунского района при переписи называйте себя туматами, чем больше нас будет, тем легче будет войти в реестр малочисленных народов, как ссха-долганы.
    Скоро будут выплачивать компенсацию мнс за использование природных ресурсов на море Лаптевых.
    Надо бороться за свои собственные права.

    0
  • .
    24 июля 2019
     

    .

    Уопсайынан олох ыараата. Оьуоба хоту улуустарга, оьуоба оройуон кииннэригэр. Сыл аайы биир хартыына, Ол хартыына оссо молтоон иьэр. Эдэр ыччаты мо5обут, дойдуларыгар кэлбэттэр диэн. Туох да услуобуйа суох сиригэр то5о кэлиэхтэрэй, сопко кэлбэттэр. Тыа сиригэр, дэриэбинэлэргэ ханнык эмит моменнарга Син ама буолуо. Холобура бу билигин. Тымныы халлаан турбута ыраатта. Кунус 12-14, туун олох да 3-5 эрэ. Квартира сылыйбат, отопление арахсан турар, оьох суох. Мантан куьун оссо соруукуур, оссо дьаабы буолар,хаьан отопление холбуохтарыгар диэри. Сыл аайы маннык. Дэриэбинэлэр, оьохтоох дьон абыраналлар.
    Обогреватель холбонобут, сайыны быьа баьаам харчы барар, особенно кыра о5олоохторго. Аны ас оттугэр ыарахан барыта, атыыга баар эти-балыгы ылан сиир олус ыарахан. Былыргы курдук Ким да аны босхо ыскайдаммат, астаах буоллахтарына. Балыктыырга хааччах элбэ5э, бензин сыаната, штрафтар, туох баар надзордар оройуон кииниттэн ыраапакка, местнай кыра-хара норуоту эрийэллэр. Дэриэбинэлэргэ биирдэ эмит тиийэллэр, онон Син булт чааьыгар арыый чэпчэки.дэриэбинэ5э. Аны связь дьаабы, интернет сотовай олох да суох. Ким да дьарыктаммат ол боппуруостарга. Оборудование санардыы, тарелка конноруу, Ким да дьарыктаммат, толооботтор диэн. Дэриэбинэ5э ол-бу программаннан оборудование туруоран босхо-чэпчэки вайфай, сотовай да сибээстэрэ ордуктук улэлиир, корунэллэр,дьарыктаналлар. Оройуон кииннэригэр уксун времянщиктар улэлииллэр, сыьыаннара да оннук. Ити курдук кылгастык.
    Эьиги туох дии саныыгыт?
    [Сообщение редактировалось]
    Ответить
    Ответы и комментарии:

    Свернуть
    Таня.
    21 июля 09:58 (80.83.234.116)    
    хоту оннук буолуо,биһиэхэ итии да итии,оҕолор сөтүө бөҕөтө,кииннэрбит сайдыы,сибээс барыта баар,төрүт саха дьоно олоробут,оттуубут,үүт туттарабыт,сир астыыбыт,соҕуруу муораҕа да,дойдубутугар да сынньана баран кэлэбит,хоту омуктар харчы өлөрө кэлэллэр,наадыйбаттар,дойдуларыгар төннөллөр.
    хоту86
    22 июля 14:38 (83.169.224.126)    
    Таня., маны этэллэр дьэ киьиргэс дьон дьиэн...хотулар былыргыттан араас дойдуга кетен-сынньанан кэлээччсилэр. астара да танастара да учугэйэ уруккуттан. хата барахсан сана муора дьиэни билэн баран наьаа инник киьиргээмэ ээ. хайдах биьиги учугэйдик олорорбутун бильбэт эрээри. а так. конешно дьон сиргэ барытыгар араастаан олороро баар. ким кыага суох. ким ортоннон. ким байан. ол киьиттэн уксутэ тутуллар
    Наташа
    21 июля 14:53 (213.221.12.131)    
    Мин бу киин улуус дэриэбинэтигэр сайылыы кэлбитим, уонна эмиэ маннык вопростарга төбөбүн сынньан эрэбин. Бастатан туран уу вопроһа, водопроводтара суох үлэлээбэт т.е.оҥоһуллан иһэн оҥоһуллубатах. Халаан уута кэлбэтэҕэ ырааппыт, күөллэр уолбуттар. Бу оҕуруоттаах дьоҥҥо улахан охсуулаах! Иккиһинэн ас проблемата эмиэ ыарахан эбит. Сүөһү баарын да иһин эт-үүт суох, айахтарыгар аһаабакка туттаран онон эрэ харчыланан олороохтууллар. Аны маҕаһыыннарыгар продукта отойун аҕыйах, били кыһыны быһа хаһыакка аахпыппынан хоту эрэ улуустарга маннык буолуо диэн аһыммытым баара киин улуус дэриэбинэлэригэр хартыына улахан атына суох эбит.. Үлэ миэстэтэ биллэн туран тиийбэт, баары сокращенияҕа ыыталлар, эбэтэр бэйэлэрин дьоннорун ылаллар. Аны босхо субсидия диэн көрүллэрин эмиэ биир оннук кэпсэтиинэн, сымыйа документ оҥорон билэр дьонноругар анаталлар. Ол ылбыт харчыларын атыҥҥа тутталлар, үлэ дальше барбат.... Бу кэннэ ким дэриэбинэҕэ олохсуйа барарый? Баҕар тойон аймахтаах биир эмит ыччат бастакы пилотнай проект оҥостоору барара дуу...
    Эрийэ былчын
    21 июля 15:04 (213.221.12.136)    
    Ээ мин дэриэбинэбэр олох дьаабы. Ыччаттар охсус да охсус. Хаьан да уйэлэригэр умнуллубат остоох буолаллар. Зож аатыран федеральнай каналга костубуппут. Да барыта точка ээ. Яхталлар субуруьа сылдьан иьэллэр. Эр дьону этэ да барыллыбат. Барыта мокуй курдук.
    Автор
    21 июля 19:08 (141.0.12.140)    
    Дьэ бу баар дьиннээх олохпут. Туох да кырааската суох. Албын кумаа5ыга эрэ ситиьиилэр, сыл аайы дэриэбинэ, поселок, улуус бюджета быьыллан аччаан иьэр. Туохха да харчылара суох, хамнас уонна жкх эрэ толуургэ тиийэр уонна хаалбыта копейки. Албын ЗОЖ. О5олору албыннаан иитии, туох да иэйиитэ суох,харчы-хамнас эрэ туьугар. Ити эрэ буолуо дуо...
    Р.S. Ааспыт сылга Саха сиригэр Алданна рекорднай 12 тоннаттан тахса комус хостоммут, билигин новости эттилэр. Дьэ ити баар, норуокка туох да сыьыана суох ситиьиилэри дарбатыы. Рекорд олохтоммут буолла5ына ким эрэ хармаана хайа барда5а.
    Тпбык
    21 июля 19:16 (37.29.41.209)    
    Быыбар буолаары турар бу онно дьэ өйдөөн куоластааҥ.Хоту куруук 100%дииллэр.Депутаттарын мин. Ассосиация Арктики диэн оттон ырҕайа уойбут дьону көрдөрөллөр.Дьон ону бу хотулар сыа арыы аллайан тоҕо бэрдэй диэн ымсыырар.
    Билэр киһи
    21 июля 20:28 (213.221.12.99)    
    Хотулар наар 100% едарастарга куоластыыгыт . Олор олигархтар партиялара тыаларга кыһаллыбаттар. Эһиги боллаҕына олору наар быыбардаан тахсаҕыт. Салҕыбаккыт да эбит. Саатар ради разнообразия атын партияҕа куоластыаххытын. Едарас диэн бүтүҥ. Кпрф , сиэрдээх партиялар бааллар. Маскубаҕа едарас партията сүппүт. Питерга эмиэ. Эһиги боллаҕа наар едарас2 дии2 охто2 куоластыы сүүрэҕит.
    Ебонтровато
    21 июля 21:50 (213.221.12.99)    
    Кэһэйдиннэр ээ , бэйэлэрэ талбыт былаастара .
    Ээ
    21 июля 23:30 (37.29.40.43)    
    Ебонтровато, онтон бары кэһэйэ олорор курдукпут дии)))
    Огоньор
    22 июля 01:24 (217.17.163.77)    
    Боростуой дьон олоҕо ханна баҕарар ыарахан, хоту да соҕуруу да, уонна ыараан да иһиэҕэ. Эн олоҕуҥ ыарыыр, ол аата ким эрэ олоҕо чэпчиир, инник система капитализм диэн ааттанар, өйдөөтүгүт?
    Хоту
    22 июля 01:35 (213.221.12.60)    
    Хоту улуустарга хостонор баай наьа элбэх. Ону материктан кэлэн хостууллар. Онтон то5о хоту оройуоннара бэйэлэрэ промышленноьы сайыннарбатар?
    tna
    22 июля 02:26 (95.155.46.37)    
    Дальше путинна куоластаан оссо учугэй буолуоххут. Акаарыларга - ити ирония
    tna
    22 июля 02:27 (95.155.46.37)    
    Билигин эрэ ойдоотун дуо куhвган олоххо тийдибит диэн??
    Hukkk Ссылка на блог
    22 июля 04:30 (217.66.159.24)    
    Билигин былааhы барыта москуба тутан олорор туох да улахан хаччы киирэр тахсар сиригэр барыта онтон бас билэн тураллар. Саха сирин тойоно наместник, -тар эрэ буолаллар, главнай сыаллара дьоннору тутарга, айдаан буолбатын курдук - оночону туорэ хамсаппаттарын курдук, ол эрэ услобуйаннан улэлииллэр.
    Дьиннээх сайдыы сир баайын бээбит бас билэр эрэ буоллахха табыллар. А так барыта албын, кун, ый, сыл эрэ атаарар сорунннаах олороллор былаастар. Дэриэбинэ5э ол дьыала улаханнык биллэр буолуохтаах. Куоракка да олох улэ суох. Туох да сайдыы барбат ол бу араас иннобаасия дииллэр да5аны барыта халлаан дьыала, комус, алмааз урдугэр СЫЛДЬАН инобасионннай "билисипиэт" айыахтаахпыт усу, омуутары онон сиэхтээхпит усу. Оннук сыал сорук туруораллар дьон мээйитин бутуйhын.
    Урут сов. былаас са5ана хаччы улахан кутуллар этэ северга билигин ыыллар эрэ.
    Туох да улларыйыы кэтэhик суох.
    Ити били шаман эппитин курдук народовластие наада. Бары баттана олороллор, тойоттор, коммерсаннар, простой дьон буоллун бары баттанан олороллор.
    бэйэҕит илиигитигэр
    22 июля 05:50 (188.162.242.33)    
    Кыра ахсаан омук буоларгытын өйдөөбөккүт туһаммаккыт. Чичиэннэр курдук айдаарыахтаах этигит буоллаха. Сэриинэн туһаннылар ахан ди брруоста мөлүйүүөн ахсааннаах эрээрилэр дөссө элбээтилэр. Биһиги буоллаха үчүгэйи эрэ кытта олороҕкт. Барыта этэҥҥэ. Барыта кэминэн дэһэ дэһэ. Улран форумна киирэн ытанаҕыт. Мунньахта тэринин ээ площакка тахсан салгынна сиэн. Хаамаайы Һааска курдук администрайияҕытыгар дылы хаамын салгынна сиэн мэйиигитин сайхаан дэлби сымыйа едростар гипнозтарыттан тахсын. Куттаскыт да бэрт.
    Сайсар
    22 июля 07:31 (213.221.12.99)    
    Почему вы как дебилы, голосуете за ЕР? партию олигархов, потом ноете что жизнь ухудшается с каждым д
    На что вы надеетесь отдавая свой голос жуликам? сами подставляете шею.
    когда у вас мозги прояснятся и глаза промоются от состояния гипноза?
    Просто надо выбрать другую власть. И ВСЕ.
    все до смешного просто.
    все бюллетени против Едра. Увидел кандидата от ЕР? Отказать! все. хоть кого но не этих.
    сами же выбираете себе мучителей. мазохисты
    чтоб потом не ныть что в стране все хужей и хужей с каждым днем. эта власть ничего не в состоянии сделать и решить.
    одни казнокрады и мошенники. надо качественно других людей с иной начинкой - Совесть , называется.
    автор
    22 июля 08:47 (217.150.40.77)    
    Бу былааьы хотулар эрэ талбыт курдук этимэн да, хоту киьи ахсаана а5ыйах, оссо 100% ханна да биэрбэттэр. Бэрт кыраннан эрэ разницалаах кыайаллар ЕР-лар миэстэтигэр. Онон эьиги талбыккыт-олорун диэмэн.
    Сахабыт сирин салайыыта молтох. Харчы бо5ото кутуллар центртан, баай хостооччулартан да элбэ5и эрэйиэххэ соп. Ону соптоохтук туьамматтар диэн этэ сатыыбын. Ким да биьиэхэ суоьу иитэри, о5уруот олордору уонна да атыны боппот Просто бэйэбит былааспыт приоритет онорбокко, тус бэйэлэрин эрэ баайдарын-бизнестарын ханаттар сыаллаах олороллор. Ол иьин дэриэбинэлэргэ туох да тиксибэт. Просто по программе, по плану обьектары киллэрэллэр, дьэ ол мин оноттордум диэн туостэрин охсуналлар.
    Кэнники сылларга от оттоммот буолла, онтон суоьу эьиннэ хоту улуустарга. Бу дьон сурэ5э суо5уттан буолбатах. Харчы толооботтор!!! Бастаан уьатар-кэнэтэр буолтара от харчытын, билигин олох да коруллубэт. Ити барыта схема.
    От харчыта баар! Ону кэпсэтэн харчыттан тоьутан киин оройуоннарга оттотоллор. Онтон кыьын от тиэйээччилэри улэлэтэллэр,эмэ харчы тоьутан. Хоту от тиийбэт аатыран. Оссо атыылаьаллар. Короче элбэ5и оностоллор. Биир хоту оройуонна оту атыылаьан-оттотон тиэйэр ороскуоттарын 25% да биэрдэхтэринэ, уолаттар илииннэн хаар да туьуор диэри оттуохтар этэ. Бу реальнай харчы диэн биллэхтэринэ. Ону тыа хаьаайыстыбатын харчытын сиэри куоракка олорор тойоттор итинник схема онорторо биллэр.
    Местный
    22 июля 11:11 (213.221.12.99)    
    Грудинин быыбарыгар киин улуустарга 28 нэһилиэккэ Грудинин кыайбыта. Оннооҕор жан уонна поскачин төрөөбүт түөлбэлэригэр. Арай хотулар эрэ почти 100% путинҥа биэрбиттэрэ. Ити аата хотулар олохтон хаалан иһэллэрин туоһулуур. Биир кэм наар биир киһиэхэ куоластаа да куоластаа. Хал да буолбаттар. Куттастара диибин диэн. Биир кэм салыбырыы сылдьаллар
    Гыгы
    22 июля 17:40 (80.83.238.104)    
    Местный, хотулар уксулэрэ быыбарга барбаттар. Хантан оччо 100% олуйан а5аллын?
    ЮжЯК
    22 июля 18:43 (217.118.64.38)    
    Гыгы,тугу да билбэт аата киирэн утары саҥарса олорума.100%-Муома куолаһа ааспыт быыбарга .Туома 5-6ч.кэлэн эрдэ куоластыллар атыттара улуустар 70-80% киһи.Биһиги баҕар 100-төгүл бэркэ олорорбут буолуо эһиэхэ тэҥнээтэххэ ол эрээри ким да былаах туту-тута барбат киэбирбэт.0% туттуннар.Дьон албыны уорууну утарар.Дьадайыы барда.Биһги дьоммут саатан аччык олоробут ас-таҥас тиийбэт диэн ытаабат ити тумустар курдук.Дьэ хата оҕуруо быраҕан биэрдэхтэринэ оһуохай/сээдьэ бөҕөтө аргы табаах криминал.А.Габышевы саҥараҕыт хата США-ҕа сенатка биир пастор киирэн куһаҕан тыыны-абааһыны үүрдэ малыыппалаан.Деп. мунньахтыы олорор кэмнэригэр.Онтон тахсан барда.Ким да үөхпэтэ үүрбэтэ охсуспата укропия курдук.
    Тиргэ Ссылка на блог
    22 июля 13:08 (80.83.238.100)    
    Куттас буолуохтара дуо кыьал5аттан буолла5а, оттон тардыспыт кэриэтэ ба5ар бу кыахтаах тойон, хотун тугу эмэ салгаарай диэн санаалаах куоластыыллар. Теьенен дьадайаллар да былаастан тутулуктара элбиир. Ол кыраларын да биэриэхтэрэ суо5а дии былааьы утардахтарына. Бары да оннук быыбардыыгыт. Тутулуга эрэ суох киьи кенул.
    Бу баар быыбардаабыт былааскыт
    22 июля 14:44 (213.221.12.99)    
    Возбуждено шесть уголовных дел за незаконную ловлю рыбы в Якутии


    Транспортные полицейские Якутии проводят рейдовые мероприятия в рамках оперативно-профилактической операции «Путина – 2019», рейды проводятся на реках Лена, Колыма, Индигирка, Алдан, Вилю
    С
    22 июля 18:27 (195.208.202.125)    
    Кытаатан ЕР куоластааман
    Бурхат
    Вчера, 11:48 (62.76.159.58)    
    хоту улуустарга ордук боростуой улэьит дьонно ыарахан на выживание олороллор..тох да стройка сайдыы барбат.. быыбар сагана тойоттор сказки рассказывают о светлом будущем...биир эмэ сепсеспет киьи баар боллагна местные тойончики житья не дадут...и перед приездом высокопоставленных чиновников местые тойоны население настраивают чтоб говорили только хорошее...почти силком всех бюджетников за ЕДРО куоластаталлар....процветает безработица..алкоголизм...пенсионердар улэлэрин туран биэрбэттэр...урдук хамнастаах улэни булар уустуктардаах..все забито...тэрилтэ салайааччылара албын учугэй кердерууну республикага биэрэ2 олороллор за это им сверху допольнительные бонусы олбу отличник. заслуженнай улэьит аатын ылаллар в придачу квартира в Якутске...хотулар албын кердеруу биэрэ олороллорун бэл Ил Дархан Айсен Николаев билэр.......хотулар сирдэрин баайын хостоотохторуна да местнэй нэьилиэнньэни улэлэтэллэрэ биллибэт..сыалаах арыылаах еттун барытын федераллар ылыахтара...хотулары киьиргэтэн биэрэ2 едрога куоластатыахтара..сыана ыараханын киьи этэ да барбат бюджетниктар пенсионердар коммерсаннарга иэстэн иэскэ аьаан сиэн таннан олороллор..быраастара угустэрэ нууччалыы нэьиилэ санарар узбектар киргистэр олор олохтоох сиэстирэлэри санитаркалары тапттаабыттарынан дьарыйаллар...киин улуустарга. куоракка.хотуттан теруттээх быраастар толоруллар бэл кинилэр дойдуларын дьиэки таласпаттар. наборот дьоннорун кеьерен агалбыттар элбэхтэр....

    0
Обратная связь