Уважаемые пользователи, форум с 11 мая 2020 года объединился с другими республиканскими форумами под новым названием "Республика".
По этой ссылке добавлять новые сообщения невозможно. Все прежние темы с обсуждениями останутся доступными для чтения.
Добро пожаловать на объединенный форум "Республика"!
Куочай
Тыалыкы Маалыкай  -    6602
Куочай диэн төһө сайдан тэринэн олорбут сирий, бааһынайдартан ураты тугунан эмит биллэр дуо?
Ответов 17
  • Samson1955
    Samson1955
    мурка
    8 сентября 2018
     

    _______________Родом из политссыльных_________________________
    «Огни Нюрбы». 12 января 1993 г.
    Кочайские пашенные – кто они?
    В сегодняшнем номере газеты мы начинаем публикацию материалов о русских старожилах Нюрбы, оставивиших свой след в истории района. Самых первых переселенцев, от которых идет род Санниковых, Тарасовых, Теленковых, Чусовских, Таюрских, Рудых и других, давно нет в живых. Их жизнь продолжается в детях, внуках, правнуках.
    В начале века в Кочае, неподалеку друг от друга располагались три деревни – Аммосовка, Александровка, антоновка, основанные русскими переселенцами, о чем свидетельствуют их исконно русские названия. Было бы ошибкой утверждать, что там проживали лишь русские. в добром соседстве с ними жили и коренные, якутские семьи. Кроме того, многие русские переселенцы, их дети вступали в брак с якутами и оседали здесь. Детей, родившихся от смешанных браков, в якутском обиходе называли «бааһынай», или «пашенный»: это понятие в большей степени означало национальное происхождение – смешение кровей, как, например, креол, мулат, метис. А еще точнее, указывало на русско-якутское происхождение: ведь образовано было оно от слова «пашня». Как известно, хледопашество в Якутию пришло вместе с русскими, которые научили местных жителей возделывать хлеб. Мы не претендуем на исключительную точность своего комментария. Конечно, более аргументированно, более научно к этому вопросу подошел бы специалист. Как бы то ни было, слово «бааһынай»прижилось в местном обиходе именно в таком понятии и сегодня оно одинаково часто употребляется наряду с новыми словами появившимися в нашем лексиконе гораздо позже.
    Под новой рубрикой мы расскажем о кочайских пашенных, для пущей достоверности – устами потомков политссыльных, русских старожилов, волей судьбы обретших в нашем суровом краю вторую родину и пустивших на этой земле свои корни.
    Гостья сегодняшнего номера 74-летняя Фелицата Андриановна Санникова, внучка политссыльного Филиппа Санникова. Она была замужем за якутом Андросовым Дмитрием Ивановичем, которого старшее поколение хорошо помнит. Дмитрий Иванович занимал ответственные посты в районе и в республике, умер от тяжелой болезни в 1945 году. Фелицата Андриановна одна вырастила троих детей. Теперь она прабабушка. Дочь Светлана Дмитриевна Бойко преподает в НСШ №2 немецкий язык, старший сын Валентин Дмитриевич работает водителем в Нюрбинском авиапредприятии, младший Артур Дмитриевич, живет в Якутске, занимается научной деятельностью, имеет ученую степень.
    Род Филиппа Санникова
    Рассказывает Санникова Фелицата Андриановна.
    Во второй половине ХIХ века в Якутию приехало много политссыльных. одним из них был наш дед Филипп Санников. Когда он приехал, точно не знаю, но слышала раньше, что его выслали с юга России. Приехав сюда, многие политссыльные брали в жены якутских девушек, оседали, обзаводились хозяйством. Так образовывались здесь поселения русских переселенцев. Пожилые помнят, что в Кочае была деревня Александровка, основанная полиссыльными.
    У Филиппа Санникова было пятеро детей: старший Николай, потом Яков, мой отец Андриан и дочери Фекла и Маша. Яков воспитывался в другой семье, поэтому носил другую фамилию – Золотарев. У Николая было двое детей – Семен и Дуня. Они сейчас живут в Антоновке. Сам Николай был женат на местной якутке Матрене. Жил в Аммосовке, его усадьба стояла на местности Дьобуо. У них было довольно большое хозяйство, держали скот, выращивали картофель и овощи. От Якова осталась дочь Анна Татаринова. Она живет в Антоновке, а ее дочь Августина Татаринова работает на маслозаводе.
    У нашего отца было три жены. первой женой его была дочь дьячка из Шеи. Говорят, красивая была женщина. прожили они вместе всего два года. Умерла она от туберкулеза. Но успела родить ему двух сыновей – Иннокентия и Александра. Александр умер в молодом возрасте от туберкулеза. Иннокентий был одним из первых комсомольцев Нюрбы, участвовал в большевистских делах. В 1931 году умер от тяжелой болезни. Вскоре после смерти первой жены отец женился вторично – Матрене из деревни Аммосовка. Но и с ней недолго они прожили. Вскоре от болезни умерла Матрена, оставив малолетних сына и дочь. Старший из детей от второго брака, Гаврил, умер в 23 года от роду. Был сельским учителем. От него осталась единственная дочь – Раиса Гаврильевна Санникова. Более тридцати лет она проработала медсестрой в туббольнице, теперь на пенсии, живет в Нюрбе. Дочь отца от второго брака – Зоя Андриановна Бочоева живет в Якутске. Работала фельдшером-акушеркой. у нее трое детей – дочь Роза Ивановна Тищенко и сыновья Иван и Александр. Все они получили высшее образование: Роза – врач, Иван – инженер, Александр – филолог. Все трое семейные, живут в Якутске.
    В то время, когда отец второй раз овдовел, из Олекмы в Аммосовку приехал русский учитель Тарасов с тремя сестрами. Тарасов, проработав всего два года, умер от туберкулеза. Сестры, оставшись сиротами, вынуждены были сами устраивать свою жизнь. Все они вышли замуж за местных парней. Одну из сестер учителя Тарасова, мою мать, в 1917 году вдовец Андриан Санников буквально похитил и, посадив на коня, увез в Александровку. Вот так и появились мы: в 1918 году я, потом – Аграфена, а в 1934 – наш младший брат Иннокентий. Впоследствии Груня стала учительницей, а Кеша – одним из первых нюрбинских летчиков. Всего у нашей матери родилось тринадцать детей, но десять из них умерли в детском или младенческом возрасте.
    Вот говорю-говорю о матери, а имени ее не упоминаю. Звали ее Анна Гаврильевна Тарасова, скончалась она в 1981 году в Нюрбе в возрасте 85 лет. говорят, две первые жены отца не умели выращивать овощи. а вот наша мать, анна Гаврильевна, была великая огородница, большое наше хозяйство вела умело.
    А еще она была непревзойденным кулинаром. Чего она только не варила, не пекла! А сколько овощей, ягод, варений, солений припасала. Словом, и руки у нас были, и ртов хватало. Мы выращивали овощи, картофель, капусту, помидоры, сеяли пшеницу, держали скот, даже была своя мельница. Излишки выращенного продавали. Зерна с лихвой хватало до нового урожая. И вообще, александровцы кормились своим трудом – земледелием, хозяйством и жили неплохо.
    Наша деревня Александровка...Как-то странно сознавать, что ее совсем нет на свете, как будто ее и вовсе не существовало, а ведь проживало в ней не менее 200 семей. Была школа семилетка, в 1935 году ее перенесли в Нюрбу. Хорошо помню русского учителя Попова Якова Аркадьевича, жил он в достатке, также помню Габышева Павла Иннокентьевича, агронома. Интересно, что они настойчиво учили детей заниматься сельским хозяйством. Школа имела свой участок, пашню, скот, свиней, кур и т.д. Мы трудились еженедельно. Притом, при переводе в следующий класс обязательно учитывали наше прилежание на пришкольном участке. Не знаю, насколько глубоки были наши знания по учебным предметам, но трудились мы очень много. Была своя школьная мастерская. Естествознание преподавал Александр Вдовин, который каждое лето пропадал на реке Марха, собирал камни, растения, всякую всячину. На базе собранного он открыл музей. помню переплетчика Ариана Попова из Вилюйска, умельца. Мы многое мастерили из глины и сдавали в музей. Около Александровки добывали хорошую глину. Даже печки мазали этой глиной, была она белая-белая. Первым директором был Горбунов Александр. В тридцатые годы началось раскулачивание. Многих хотели раскулачить, поэтому люди вынуждены были уехать в Якутск, оставив свои хозяйства. Вместо них из сельских наслегов приехали в деревню местные, сейчас они называют себя кочайцами. По-моему, большинство прямых выходцев из политссыльных уехало, а вот потомков их, смешанной крови с местным населением, и сейчас немало.
    Мой отец писался русским, и я, выходит, русская. Рассказывают, что наш дед Филипп Санников был человеком несколько легкомысленным и будучи уже в преклонном возрасте подался в тайгу. Там женился на эвенке, которая родила двух дочерей. Была она богатой женщиной. После ее смерти дед вернулся в Александровку и женился на якутке. А тех двух дочерей он выдал замуж за чаппандинских парней. У одной из них, кажется, Федосии, был сын Аввакумов Иннокентий, который учился во Владивостоке, стал человеком образованным, но к сожалению, погиб в репрессии.
    Я была крещена в Александровской церкви. Ее построили в 1895 году. Хорошо помню священника Дмитрия Архангельского. Его дети разъехались по Якутии. Кеша Архангельский, слышала, проживает в Шее, а дочери священника жили в Вилюйске. Я не могу утверждать, что Архангельские были выходцами из политссыльных. А Габышевы есть коренные кочайские пашенные, их называли сыновьями купца Сеньки.
    В те далекие времена в Александровке учились дети из Антоновки, Аммосовки, в Нюрбе тоже была школа. О Нюрбе я много слышала – все-таки здешняя. Так вот, когда-то ее называли Хоруу Төрдө (в переводе, что-то вроде «Устье канала», а еще раньше, говорят, стояла дремучая тайга, на месте теперешнего Кочая тоже был лес, правда, затапливаемый водой. На высоком сухом месте, на острове, отдыхали кочевые эвены, кормили своих оленей. И слышали они во сне скрип сапог русских и будто бы они предсказывали, что здесь обоснуются потом русские. Такую легенду рассказывал нам отец. Кочайский лес был вырублен задолго до приезда моего деда, потом образовалось большое озеро, а после и его спустили. Так появилась обширная кочайская долина, в современном ее виде. А там, где сейчас стоит Антоновка, жили скопцы. Они вырубили лес, распахали пашни, огороды, вообще, жили хорошо. До недавнего времени в Антоновке было их кладбище, но постепенно и его не стало. Про скопцов я знаю по рассказам старших. Говорили, что они все держались вместе, мяса не ели, в пищу употребляли молочные продукты, овощи, яйца. Их выслали в Якутию за какие-то религиозные споры, несогласие что ли и будто бы они сознательно лишали себя возможности производить себе подобных. По якутски скопцов называли «аттакылар». После скопцов в Антоновке обосновались русские. Теперь мы все хорошо знаем фамилии Таюрских, Зайцевых, Тарасовых, Рудых, Ушаковых, Теленковых и др. Мне кажется, что многие из них были переселенцы из Иркутской области, это я помню с тех давних пор, когда учились вместе с их детьми.
    Гражданскую войну я помню очень смутно, потому что мне тогда было всего 5-6 лет, остались отрывочные воспоминания, видимо, сохранились в памяти те события, которые были сымыми значительными для девочки пяти-шести лет. Вот, например, однажды летним утром, когда отец возился со своими торбазами, чтобы пойти куда-то, к нам вбежал Алексей Чусовской и взволнованно заговорил: – Андриан, белые победили, идет отряд белобандитов Кононова. Говорят, они убивают коммунистов, их детей и родственников. Давай, подадимся в лес!
    Помню, отец сказал, что он ни в чем не виноват, так что остается. Алексей выбежал из дома, но (бедный) далеко не ушел: по дороге его схватили белые, привели в деревню на веревке, наброшенной на шею. Посреди деревни была какая-то яма и вот около нее его закололи штыками. Не успел убежать...Вообще, многие по наивности думали, что их не тронут, поэтому не пытались скрыться. На другой день пришли за моим отцом, среди белых был житель Аммосовки Николай Канаев, он и привел. Вместе с моим отцом взяли и Гаврила Габышева. Их заперли в амбаре. В то время наши родители прятали у себя красного разведчика Дмитрия Донского. Он по ночам куда-то ходил, а днем хлопотал по хозяйству под видом нашего работника. Видимо, люди стали подозревать неладное, поэтому старший брат Кеша переправил его в Вилюйск. Лишь потом мы узнали, что Донского убили белобандиты отряда Кононова. А вот с отцом случилось такое. Пока белые в Аммосовке обедали, в Нюрбе к красным пришло подкрепление с пулеметом. Белые после обеда собирались расправиться с пленными. Но прискакали красные, и отец с Габышевым были спасены. Отец потом нам рассказывал, что белобандиты, которые убили Алексея Чусовского и других, были пойманы и расстреляны...
    Вот такие истории: что-то по памяти, что-топонаслышке. Но нет сомнения в том, что пашенные Александровки жили в достатке, потому что держали скота много, разной живности, домашней птицы, пашни имели обширные. ведь каждый обрабатывал земли, сколько мог.
    Вспоминаю сейчас свою деревню – и горько на сердце: нет на свете больше Александровки, не увидят ее наши внуки-правнуки. И только в памяти старшего поколения жителей ее, выросших на кочайских просторах, воскресают картины давно минувшего прошлого. И все же я думаю, наши отцы и деды, русские переселенцы, оставили свой след на земле. И хочется, чтобы о первых русских людях на нюрбинской земле, о политссыльных и их потомках жила добрая людская память.
    Подготовила журналист Муза Скрыбыкина.

    0
  • Samson1955
    Samson1955
    мурка
    8 сентября 2018
     

    Филипп Санников оҕолоро Николай, Яков, Фекла, Маша сиэннэрэ, хос сиэннэрэ бааргыт дуо? Андриан Филиппович сиэннэрин, хос сиэннэрин барыларын билэбин. Кини сиэнэ буолабын.

    0
    • Дария
      14 мая 2019
       

      Samson1955, Ким сиэнэҕиний?Мин эмиэ инфрмация көрдүүбүн.

      0
      • Samson1955
        3 апреля 2020
         

        Дария, Санников Андриан Филиппович сиэнэбин. Оттон эн кимҥиний?

        0
  • чаран67
    24 октября 2018
     

    Нестеровичтар
    Баяновтар
    Татариновтар
    Балакшиннар
    Чумпуровтар
    Поповтар
    Кручининнар
    Винокуровтар


    Суохтар дии?

    0
    • Нюрбинец Кочайский
      22 января 2019
       

      чаран67, Не упомянула Чусовских, Наумовых, Козловых...

      0
      • чаран67
        23 января 2019
         

        Нюрбинец Кочайский, Теленков по образованию инженер наверное. Раз такое огромное озеро как Куочай спустил на реку Вилюй.

        Где можно прочесть его биографию?

        0
  • Оппуонньа
    6 января 2019
     

    Куочайдар бары аттакылар дииллэрэ антоновкалар аттакылар эбит.

    0
  • Михаил
    6 января 2019
     

    А кто знает про Солоницыных?

    0
  • правда всегда не к месту
    8 января 2019
     

    саха сиригэр мелуйуен бааhынайы агалан олохсутар бырайыак оноhулла сылдьыбыта, бу бырайыак сатаммат ерутэ элбэгэ дакаастанан тохтообута, ол эрээри эксперимент курдук бааhынайдары агалан олохсутарга харчы кербуттэрэ, ити билинни дальневосточнай гектар курдук, Куочайга 20 бааhынай дьоннорун илдьэ кэлбиттэрэ, Иркутскайтан, бу 20 уйэ санатыгар, эксперимент тумугэ тугу кердерде?бааhынайдар улахан кемете суох олохсуйан тэнийэн барбыттара, удьуордара билигин саханы ааттата сылдьаллар, саха сирин климатын сахаттан ордук тулуйаллар эбит, сахаттаагар ордук пассионарнайдар, онон саха сирин тыйыс климатын биhиги эрэ тулуйабыт диэн киэптиирбит сымыйата кестер, аны ити аттакылар киhиттэн таhынан улэhит этилэр, кинилэр солообут бааhыналарын туhана олоробут,

    0
  • Деда
    8 января 2019
     

    Бааһынай буолла да бары аттакы буолбатылар эни, аҕыйах сектант баара буолуо, үксэ үүрүллэн, күрээн, куотан уонна сыылкаҕа кэлбит дьоннор буо, авантюристар иҥин. Кытаанах санаалах, куттас буолбатах дьон.

    0
  • поправка
    23 января 2019
     

    аттакылар Антоновкага олорбуттара, бары бииргэ тептеру барбыттар, кинилэртэн удьуор суох, аhара улэhит этилэр, кинилэр олорбут олохторугар ити эксперимент бааhынайдарын агалан олохтообуттар, бу дьон сахатыйан удьуор тэниппиттэр, Антоновканы Антоновка дэппиттэо, Октябрьскай нэhилиэк Тыалыкыны холбоон тэриллибитэ, Тыалыкы диэн Дьаархан(Ньырбакаан)эмээхсин хос сиэнэ, Тыгын удьуора,

    0
  • Дина
    19 февраля 2019
     

    Здравствуйте, знает ли кто нибудь про нашего предка Санникова Николая? Родом из Кочая. Приблизительно 1910 года рождения. Ушёл на войну и пропал без вести, больше о нем не слышали. Был женат на Фёкле Тимофеевне Малыгиной. Будем рады любой информации!

    0
    • Samson1955
      3 апреля 2020
       

      Дина, бу мин маамам ахтыытын суруйа олоробун. Куочай туһунан туох баарын көрөөрү арыйбытым Санников Николай туһунан суруйбуккун көрөн ыыттым. Ити кини буолуохтаах. Бу маамам Санникова Аграфена Андрияновна суруйбут ахтыыларыттан. 88-90-чатыгар суруйбута. Дьонум Ньурба улууһугар Кочай дэриэбинэтигэр төрөөбүт дьоннор. Былыр ссыльнайдар кэлэн Кочайга олоро сылдьыбыттар. Олортон үс бырааттыылар: тээтэм Санников Андриан Филиппович, Санников Яков (Золотарев), Санников Николай төрөөбүттэр. 1941 сыллаахха үөрэхпитин бүтэрэн, экзамен буоларыгар бэлэмнэнэ сылдьар этибит. Оччоҕо билиэти көрдөрбөттөр, кинигэни бүтүннүү ааҕаҕын, мин тохсус кылааска үөрэниэхтээх этим, ахсыһы бүтэрээри сылдьабын. Линейка буолта, сэрии буолла диэбиттэрэ, ону биһиги наадыйбаппыт. Онтон сотору Антоновка анныгар ыһыах буолта. Онуоха Кочайтан тиийэн кэлбиппит. Нюрбаттан машина кэлбитэ, сэрии буолла, тарҕаһыҥ диэтилэр. Онно улаханы тугу да саҥарбатыбыт, дьоннор аҕыйаан хааллылар. Дьонум кэпсэтэллэр: «Иэдээн буолбут» – гражданскай сэриини билэр буоланнар саллар этилэр. Онтон сотору кылааспыт уолаттара Потапов, Софронов, Саввинов Гоша бары сэриигэ барбыттара. Айкаров, Буслаев доруобуйаларынан барбатахтара. Мин Кочайга сайын дьиэм таһыгар үлэлии сырыттахпына, ааһан иһэр дойдум дьоно этэллэр: «Груня, быраһаай, сэриигэ бардыбыт», – мин ону кэлиэхтэрэ дии саныыр этим, өйдөөбөппүн, улахаҥҥа уурбат курдукпун. Онтон борохуот кэлэр, дьон бөҕөнү илдьэр, ону барытын көрөн сылдьабыт Таисия Ивановналыын. Школа олбуоругар хаайар этилэр бастакы бириэмэҕэ уонна пароходу ытаталлар этэ, энэлийэн үөгүлүүр, дьон бөҕө ытаһыы, Сунтаар дьоно бөҕө иһэр буолаллар. Дьоннор сыыр үрдүнэн Антоновкаҕа дылы бараллара. Пароходка дьонноро аһылык киллэрэллэрэ. Санников Николай, Горбатов Трофим пароход иһиттэн ааппытын этэн туран үөгүлүүллэр. Мин Горбатовтаахха олорон үөрэнэ сылдьыбытым. Онон отой дьоннорум курдук саныырым. Уонна ыалым Кочайга Туойдаахха олорор дьоно Сидоров (Хараҕа суох уола диэн), Лахарай уола Золотарев Василий, Чусовской Павел, Татариновтар, Лазарев, сорохторун умнубуппун. Кэнники пароходу ытаппат буолтара. Ити бириэмэҕэ Андросов райОНОҕа, школаҕа үлэлээбитэ, доруобуйатынан кэнники мөлтөөбүтэ. Саввинов Гоша (Сунтаар уола) Попова Зина диэни билсэр этэ, ытаан бөҕө этэ. Андросов школаҕа үлэлиир, директор. Гоша сэрииттэн Андросовка мэлдьи кэриэтэ сурук ыытара. Сэрии саҕана иккилии кылааһы үөрэтэбит: иккис-төрдүс, үһүс-бастакы. Оҕолорбут отой таҥастара суох. Мин бастаан 1943 сылга Саалтааныга, онтон сааһыары Кочайга киирбитим. Кешам иккис кылааска үөрэнэр этэ. Кыһын атаҕынан ыалдьан хаампат буолта, онтон үтүөрбүтэ. Саалтааныга оҕолору улахан переменаҕа хаппыыстанан бурдук кутан миин оҥорон иһэрдэрбит, мин ол бириэмэҕэ 26 саастаахпын, колхозтаахтары хайыһарга үөрэтэр этим уонна хаһыаттан сэрии туһунан, Зоя Космодемьянская туһунан кэпсиир этим, онно оҕолор ытаһар этилэр. Бүлүү куоратыгар үөрэнэ сырыттахпына (1941-1942сс.) эмиэ дьон бөҕө барбыта. Этээстээх борохуот кэлэн илдьэр этэ, ол кэннэ куорат уулуссатыгар оҕо, дьахтар ытаһыыката бөҕө. Санников Николай (Чөкөллө уола) ытыы-ытыы борохуокка киирбитэ, бараат да Сталинградка өлбүтэ. Ааста эрэ диэн, сүрдээх ынырык этэ, ол иһин даҕаны 1941-45 тыыннаахтар умнубат сыллара диэн ырыаны айбыттара сөп баҕайы. Райсовет иннинэн былыр аартык баар этэ, кулууп иннинэн өрүскэ киирэллэрэ. Итиннэ Ньурба дьоно сэриигэ баралларыгар тилэхтэрин суолун хаалларбыттара, мин Ньурбаҕа олорор буолан эт харахпынан көрбүтүм. Оччоҕо борохуотунан илдьэллэр этэ. Эһэлэрбит, уолаттарбыт, убайдарбыт, таайдарбыт, аҕаларбыт бары итинэн барбыттара. Онон туох эмит бэлиэ, сэргэ дуу, пааматынньык дуу туруоран баран Ньурбалар мантан сэриигэ бартара диэн суруктааҕа буоллар. Лахарайдар диэн ыалбыт ааннарын тириитин буһаран сииллэрэ, биһиги ас биэрэ сатыыр этибит. Уонна Хорулалар кэлэн ааһаллар, кинилэри суруйбут буол, кэнники кэмсиммит иһин туох кэлиэй. Тээтэм аччыктаабыт дьоҥҥо бурдук бэрсэр. Биһиги сэрии инниттэн тээтэбит урут сэриини билбит буолан бурдук хаһаанарбыт уонна ыһарбыт. Хортуоскабытын атыылаан бурдук гынар этэ. Бэйэҥ сүөһүгүн сиэппэт этилэр, онон кистээн түүн өлөрөрбүт. Уонна оту колхозка эрэ оттотор этилэр, ону мин саһа сылдьан маар отун охсор этим, үлэбэр кыайыылаах баҕайы этим.

      0
  • Sleepless
    20 февраля 2019
     

    Здесь в Антоновке есть Санниковы. Может родственники тоже?

    0
  • Коля
    18 марта 2020
     

    Билиҥҥи Ньурба баһылыга отой далай киһи эбит Ньурба бааһынайдара бары аттакылартан төрүттээхтэр диир үһү

    0
    • Убай
      29 марта 2020
       

      Коля, һунтаар бо, хантан билиэҕэй Ньурба историятын

      0
Обратная связь