1 год на форуме 1000 просмотров Все
Награды
1 год на форуме
1 год на форуме
1000 просмотров
1000 просмотров
Прочтите! Интересные ответы министра культуры России
  399
«Оборотной стороной публичности явилось отсутствие скандалов»


Владимир Мединский — о политике государства в области культуры.

За последние несколько месяцев Министерство культуры приняло ряд громких кадровых решений: увольнение Ирины Антоновой с поста директора ГМИИ им. Пушкина, назначение Владимира Урина Директором Большого театра, Юлии Шахновской — директором Политехнического музея, Зельфиры Трегуловой — директором РОСИЗО, смена руководства Московского и Петербургского цирков, «Ленфильма», «Фонда кино».
А потом снова оказалось в центре внимания в связи с нововведениями, касающимися всей системы господдержки кино. Владимир Мединский рассказал "Ъ" о текущей политике своего ведомства.

«Ту кандидатуру, которая была согласована изначально, Антонова не готова была принять ни при каких обстоятельствах»

— Самым сенсационным решением Минкультуры под вашим руководством стала недавняя отставка Ирины Антоновой с поста директора Пушкинского музея. Как давно было принято решение об этом и насколько сложно было найти преемника?

— Об этом, как уже о принятом и согласованном решении, мне говорил еще Александр Авдеев (министр культуры в 2008—2012 годах — "Ъ"), передавая дела. Более того, он назвал кандидата на ее место. Хорошего кандидата. Сам он решение принимать «на выходе» не стал, и его в можно понять. В итоге эта малоприятная функция была возложена на меня, но торопиться я счел не правильным. Через какое-то время сама Антонова пришла в министерство и сказала, что готова перейти на менее активную работу. Начался долгий процесс согласования кандидатуры преемника, длился он полгода. Антонова давала своих кандидатов. С ними встречались в Департаменте музеев, общались, собирали референсы, отклоняли кандидатуры, называли новые. С новыми кандидатами встречалась Антонова и затем в свою очередь отклоняла их. Ту кандидатуру, которая была согласована предыдущим министром, Антонова не готова была принять ни при каких обстоятельствах.

Мне показалось неправильным и неэтичным принимать решение без учета мнения Ирины Александровны — слишком знаковый музей и слишком знаковая в отрасли фигура. Она ведь только директором была более полувека, а музею вообще отдала всю свою жизнь. В итоге мы нашли устраивающую всех фигуру. В одном из списков, которые предлагала Антонова, была Марина Лошак. К этому моменту мне ее уже неоднократно предлагали другие деятели культуры. Мы изучили ее работу, собрали дополнительные рекомендации, не раз побеседовали и приняли решение. Но фамилию Лошак изначально назвала сама Антонова.

— Поставлены ли перед Мариной Лошак какие-то конкретные задачи, с которыми, по вашему мнению, не могла справиться Ирина Антонова, или же ей предоставлена полная свобода действий?

— Конкретная задача — создание музейного городка мирового уровня. До сих пор не утверждена концепция. В силу разных причин музею и Москомархитектуре не удалось прийти к согласованному решению, а тянуть с этим далее неразумно.

Сейчас идет перенос коммуникаций, реставрация одного из корпусов, это делается, но темп работ нас совершенно не устраивает, как и отсутствие утвержденного проекта. Заказчиком всех работ выступает, подчеркну, сам Пушкинский музей, не министерство, в нем работает собственная дирекция по строительству. В этой дирекции, правда, уже не раз менялись руководители, которые не срабатывались с Антоновой.

— Не так давно появились сообщения о том, что от участия в реконструкции ГМИИ отказался Норман Фостер, в свою очередь Марина Лошак заявила, что переговоры с ним продолжаются. Министерство как-то участвует в данном конфликте?

Нет, это дело музея. У обеих сторон есть своя правда, но при том, что деньги на проект частично потрачены, самого проекта нет, и это печально. Увы, средства, которые выделялись бюджетом на протяжении последних нескольких лет, регулярно музеем не осваивались. Они просто переводились на другие объекты, на другие стройки.

К слову, министерство в целом по-другому относится к концепции строительства и реставрации памятников культуры. До сих пор средства выделялись понемногу, «вдолгую». Каждый год что-то из бюджета добавлялось, и на круг выходили очень крупные суммы. Хочу, чтобы мы прекратили втягиваться в новые долгосрочные проекты, сначала нужно достроить все то, что уже начато.

Кроме того, нужно прекратить ввязываться в длительные проекты без выделенных на них в достаточном объеме средств, потому что наша главная задача — не процесс строительства, а результат. Нужны кратчайшие сроки и сразу определенная экспертизой конечная сумма строительства. Приведу вам пример. Реставрируется в рамках программы исторического наследия какой-то храм. До сих пор сначала заказывался проект реставрации иконостаса, затем проект реставрации окон и дверей, дальше проект реставрации купола и так далее. Потом подходили от проектирования непосредственно к самой реставрации, растягивая ее на годы. Деньги выделялись частями, и длиться это могло десятилетие. Я считаю правильным сразу создать полный проект реставрации — тогда будет понятна и конечная стоимость, и сроки, в которые все будет сделано. И только закончив все недострои по стране — браться за новое.

Таких проектов десятки. В этом году мы завершили строительство новой сцены Маринки и реставрацию Кронштадтского морского собора. Полным ходом идет восстановление Ново-Иерусалимского монастыря, Астраханского и Тульского Кремля, Изборской крепости и Псковского драмтеатра и БДТ и т.д. Скоро будем запускать новую программу реставрации Соловецкого музея-монастыря. Но это крупные проекты, с бюджетами по от млрд. руб. в год, а есть и множество более мелких проектов, от 2—3 млн. руб. в год.

«Хочу, чтобы выставки перестали быть такими, как сейчас»

— Еще одно недавнее назначение: Зельфира Трегулова стала директором РОСИЗО. Сейчас это довольно подзабытая структура, но, как я понимаю, на ее реформу министерство возлагает большие надежды?

— Мы хотим, чтобы РОСИЗО стало лучшей в мире выставочной компанией, системным интегратором международных и российских выставок. У нас невероятные музейные фонды, например, фантастическая коллекция социалистического реализма (который, кстати, лично мне нравится гораздо больше многого из современного искусства — по крайней мере, соцреалисты «рисовать умели», а не прятали отсутствие мастерства за эпатажем перформансов и лозунгом «А я так вижу!»). Так вот - в прежние времена РОСИЗО выступало в качестве компании, реализующей государственную выставочную политику. Сейчас все делается либо на спонсорские деньги, и здесь все зависит от вкусов и воли спонсора, либо отчасти на государственные, но которых никогда не хватает. РОСИЗО должно изменить такую ситуацию, но не подменять музеи, ряд из которых, как например музеи Кремля или Эрмитаж, научились делать собственные прекрасные выставки, а дополнять их работу - я противник монополии.

Кроме того, РОСИЗО будет решать и прямые выставочные задачи, поставленные министерством. Две такие конкретные задачи на 2014—2015 годы уже поставлены - это будут эпохальные передвижные выставки международного уровня.

Хотелось бы, чтобы выставки перестали быть такими, как иногда по старинке сейчас - когда просто на стенах и в стеклянных витринах что-то развешано. Это конечно хорошо, но современный зритель уже избалован 3D и интерактивными средствами, его все труднее заставить читать то, что написано, к примеру, под уникальными монетами экзотической эпохи. (Вообще, когда руководитель одного из прекрасных музеев, говорит мне, что сделает прямо на первом этаже на входе постоянную экспозицию выставочной нумизматики, то я начинаю опасаться, не пора ли ему на пенсию). Можно сделать регулярную выставку икон - повесить их на стенах в особых капсулах, сделать маленькие подписи, но все это дорого, долго, требует страховки и трудоемких перевозок… А можно и по-другому: вот помещение, на стенах видео - Кремль, Иван Грозный убивает своего сына, Петр I венчается на царство, полки врываются в Кремль Зритель попадает на «представление», в котором ему рассказывают историю. А в самом конце - маленькая иконка, но не простая, к ней подводят, а которую, скажут, целовал еще сам Иван Грозный. И ее - достаточно, человек запомнит это на всю жизнь, он как-будто прокатился на машине времени. Процесс получения знаний должен приносить удовольствие. Мы должны эти знания красиво упаковывать и красиво преподносить. Представьте, если такую выставку показать за рубежом. Привезти несколько таких «представлений», а потом сказать: "Посмотрите, у нас таких шедевров - тысячи — добро пожаловать в Россию!".

Вот вам и лучшая реклама турпоездок в Россию.

— Когда мы сможем что-то замечательное — подобное увидеть?

— Вопрос к Трегуловой. Но еще раз скажу, мы все интересное будем поддерживать, всеми силами.

— Действительно ли вы собирались уволить с поста директора музея кино Наума Клеймана?

— Честно говоря, я узнал об этом из обзоров прессы. Даже не знал, что у Клеймана заканчивается контракт. Мы тут же встретились, он сказал мне, что сам понимает, что рано или поздно ему понадобится преемник и в любом случае уже сейчас нужен некий исполнительный директор, который бы помог построить музей кино. Ведь такие музеи есть даже во французских райцентрах, а у нас нет, и это стыдно, ведь мы ведущая кинодержава. Такой музей должен не только развлекать, он должен быть и пропагандистом нашего кино, нести образовательную функцию и быть учебной базой для студентов. А контракт Клейману мы сразу продлили.

— Найден ли такой исполнительный директор и найдено ли помещение для музея?

— Директор пока не найден, а над помещением работаем. Мы выступили с определенным предложением к московским властям и, поскольку Сергей Собянин действительно очень внимательно относится к проблемам культуры, уверен, что решение найдем.

«Если ошибка была допущена, то проще ее исправить, чем раздувать скандал»

— Не так давно министерство подверглось кри
Ответов 0
Обратная связь