может ли могила Чингис Хана находиться в Якутии?
потомок  -    1705
я думаю после смерти Чингиса , родственники и верноподданные могли увезти в якутию . причин много. наверно у него было очень много врагов, и после смерти Чингиса родственники боясь мести могли уехать в якутию, где здесь не было врагов.
Ответов 88 Написать ответ
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    24 февраля 2017  

    У потомка резонная догада. А че творили , когда умер отец ЧХ родичи то? По Миру пустили, поэтому он должен был готовиться к отходу. Ведь 150 его потомков обезглавили же, те же родичи. И могилу могли осквернить хуже некуда, камня на камне не могли оставить. Это точно. Карта Фра Маури на это и указывает, один даже похоронен на Новосибирских островах, от родичей подальше. Да, только в Якутии можно было хоронить скрытно, никого не подпуская. А в степи же все открыто и видно. Отскакивая можно проследить все! А в Якутии кое где оставил дозор и все, все под контролем.

    0
    • потомок
      24 февраля 2017  

      я думаю родичи обосновались здесь в Якутии и образовали якутский народ

      ведь семья Чингисхана говорила на якутском языке.

      если бы они остались в забайкалье, то месть была бы неизбежна.

      0
      • Крио
        24 февраля 2017  

        Скорее ваши истории болезней есть в регистратуре ЯРПНД на Котенко,

        чем в Якутии есть могила Чингис-хана.

        0
  • олох
    24 февраля 2017  

    Тыала суохха МАС хамсаабат,туох эрэ кистэлэн баарга дылы

    0
  • садык-2016
    садык-2016
    садык нехаха
    25 февраля 2017  

    Вы лучше могилу Тыгына ищите,археологи млин.

    0
    • ш
      25 февраля 2017  

      могила тыгына было в одном кургане почти в центре якутска

      курган снесли в 40 годах .сравняли с землей.

      к сожалению останки не сохранились.

      0
      • садык-2016
        садык-2016
        садык нехаха
        25 февраля 2017  

        ш, да, жалко.Тогда поищи могилу Эллея.

        0
        • ш
          25 февраля 2017  

          у нас в якутии на каждом шагу древность

          наши предки жили по аласам(полянам) и до сих пор в тайге стоят могилы. есть очень старинные, от многих могил остались только ямы. до 90 годов еще были целы многие старинные дома(бала5аны), там лошади прятались от жары и насекомых. сейчас в тайге почти не осталось домов, многие сгорели при пожаре ,или сгнили.

          сейчас о том что когда то там жили люди говорят лишь надмогильные камни .

          0
          • ш
            25 февраля 2017  

            до 1930 года наши предки жили по всей тайге , по аласам, долинам рек семьями.

            держали коров и лошадей.

            потом началась коллективизация, людей стали собирать со всей тайги в поселки. люди бросали насиженные места и перебирались в поселки. нарушились вековые традиции. сейчас мало коров и лошадей. в селах трудно держать коров,нет пастбищ, угодий, а жить как раньше по аласам уже невозможно.

            0
        • Могул
          Могул
          Ветеран
          25 февраля 2017  

          садык-2016, вот щелмец, сам предложил и сам же остебанился. Крио , санитаров своих позови и подсоби Садыку этому до ЯРПНД дойти, видать в Якутске понтуется.

          0
      • nathan
        25 февраля 2017  

        ш, Тыгын это не имя, а титул. Тыгынов было много.

        0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    25 февраля 2017  

    Да, в могиле ЧХ должны быть несметные богатства, поэтому всякие там Еднерки и Садыки навострены на этом. Но они в Якутии все равно ничего не найдут. Пирамид типа естественных тут навалом поди и копай все, все равно ничего не найдете. Ишь ХОЧУ мол НАЙТИ!!!! Много хочете но ничего не получите... Вот так то.

    0
  • 3
    25 февраля 2017  

    Чурапче ннаверно похоронили, там все -мугудай ожулуун похоронены.

    0
  • Fre
    25 февраля 2017  

    Марко Поло посмотрите. Он рассказывает о Алтае потом о стране Баргу и
    Вдруг о могиле Чхана короля Бирмы и тд. Где страна Баргу?

    0
    • nathan
      25 февраля 2017  

      Fre, Описание страны Баргу, владения северного татарского владетеля Канчи и страны мрака, можно найти в более раннем описании Марко Поло (1292 г.). Большинство современных ученых считает, что под равниной Баргу понимается Сибирь, Забайкалье или Прибайкалье, хотя кажется, что под этим названием сам Марко разумел Барабинскую степь, расстилающуюся между Иртышом и Енисеем. Марко Поло, основываясь только на слухах и расспросах, сообщает: «Живут они как звери. Всякой дичины тут много, живут в местах диких и непроходимых, никакая лошадь не пройдет, это страна, где много озер и ручейков, тут большой лед, трясины и грязь». Далее Марко описывает белых медведей, дорогие шубы из горностаев, собачьи упряжки с санями, покрытыми медвежьими шкурами, и другие характерные для севера Сибири детали быта. На старинных картах страна Баргу помещается на самой северной окраине - побережье Северного моря. Вряд ли эта «равнина в 40 дней пути» может быть соотнесена, как это ошибочно считают в Бурятии, с современной долиной р. Баргузина на восточном берегу Байкала, шириной всего в 4-6 км, из конца в конец которой можно проехать всего за 3-4 дня на конях.

      0
      • nathan
        25 февраля 2017  

        nathan,
        image

        0
        • Крио
          25 февраля 2017  

          Всё Гондурас гондурасите?

          Сказано же ясно и чёрным по белому написано:

          Цитата:
          Где был захоронен Чингисхан, до сих пор точно не установлено, источники приводят разные места и способы погребения. По словам летописца XVII века Саган Сэцэна, "подлинный труп его, как говорят некоторые, был похоронен на Бурхан-Халдуне. Другие же говорят, что похоронили его на северном склоне Алтай-хана, или на южном склоне Кэнтэй-хана, или в местности, называемой Йэхэ-Утэк

          См. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Чингисхан, со ссылкой - Дробышев Ю. И. Похоронно-поминальная обрядность средневековых монголов и её мировоззренческие основы // Этнографическое обозрение. — 2005. — № 1. — С. 122

          Вы все явно моржа за хвост тащили от моря, потому что не соображаете простую вещь - зачем умершего Чингис-хана нужно было монголам везти куда-то за тридевять земель в Якутию? Тупорогость Могула вообще зашкаливает, хы, Новосибирские острова.
          Могул, тебе обратно в дурдом нужно, ибо ты готов покойников за тысячу км от места смерти везти. Пока до этих островов труп довезли бы, сопровождающие от вони задохнулись бы.
          Сакиралистики явно в детстве переигрались в похороны мышек и тараканов.

          0
          • nathan
            25 февраля 2017  

            Крио, Ты же вроде иногда пытаешься думать...умер император, неужели ты думаешь что у императора не нашлось бы одного единственного специалиста по бальзамированию.

            0
            • Крио
              25 февраля 2017  

              В отличие от тебя, да, думаю, и очень часто,

              что и тебе советую делать.
              Да хоть бы и нашёлся спец по бальзамированию, смысл-то каков везти покойник за тыщи вёрст для захоронения?

              И вотше см. Дробышева Ю. И. Похоронно-поминальная обрядность средневековых монголов и её мировоззренческие основы // Этнографическое обозрение. — 2005. — № 1. — С. 122. В википедии его труд кликабелен.
              Тогда, надеюсь, поймёшь, что тему эту нужно изучать с помощью археологических экспедиций и изучения древних рукописей, а не деланием копипастов старинных карт да гаданием.

              0
              • nathan
                25 февраля 2017  

                Крио, Оно и видно как думаешь, закопипастиь ссылку на чужую работу, и в конце изречь почесав затылок... нужно изучать.

                0
                • Крио
                  25 февраля 2017  

                  Аха, натан считает, что карты-копипасты

                  он сам собственноручно нарисовал, и они для него не чужие?
                  Пеши есчо.
                  Счас натан кости гадальные будет подкидывать, потом зырить на дно своей чашки - кофейную гущу разглядывать.

                  0
                  • nathan
                    25 февраля 2017  

                    Крио, Тебе вопрос задают... Где страна Баргу?
                    См. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Чингисхан, со ссылкой - Дробышев Ю. И. Похоронно-поминальная обрядность средневековых монголов и её мировоззренческие основы // Этнографическое обозрение. — 2005. — № 1. — С.
                    Где у Дробышева про Баргу.?

                    0
  • Т
    25 февраля 2017  

    ЙэкэЮтек-СахаЕтех?

    0
    • ш
      25 февраля 2017  

      вполне возможно.

      например йок - сох -нет. йети - сетте - семь. йака - саха - якут.

      0
  • кас
    25 февраля 2017  

    меня иногда коробит от такого отношения или о таких мыслях о своем народе . Почему Чингисхан предположим будучи - саха, перестал думать о своем народе саха ? Это вообще чуждое отношение к своему народу, и привнесено другими малыми народами влившимися в якутский этнос. Какое-то пренебрежение самим якутским народом , и допускание мысли ,что представитель якутского народа может забыть свой народ и кем он является.

    Если исходить из того ,что Чингисхан создал новый народ - монголы ,на основе манчжурского рода Мэнва ,то думаю он сам Чингисхан был не чистый манчжур ,или тюрк ,или еще какой представитель какого либо народа Забайкалья тех лет.
    Если исходить ,что он был не чистый якут - то тогда понятно почему он забыл якутский народ ,и создал новый,или если он манчжур и забыл свой манчжурский народ и тогда он потянулся к тюркам и создал - полутюркский народ - монголы.

    Его родня ,его земляки - отчуждались от его семьи и его племени , почему ? Возможно ,что его отец Есугей ,сам был полуманчжур-полутюрк, дак еще взял в жены женщину из тюркского племени - Есугей отбил мать Чингисхана от одного меркита или кереита - а это тюркские народы Канглов,но названия по манчжурски.
    Самих тюркских родов Канглы до Чингисхана в забайкалье было множество - до 40 разных видов Кангл, и названия у них были разные - Оросут , идр.

    Есть такой вариант,и он более реален в условиях войн между народами :
    - отец Чингисхана ,полутюрк-полуманчжур, и мать - из тюркского племени может быть и саха.Так как ее имя Ожулун - а такой есть поселок в Якутии на р.Вилюй. Возможно - много родов якутов на Вилюе - это роды Канглов из Забайкалья.
    Поэтому у Чингисхана было - белое лицо и рыжие волосы,это наследие Канглов,хотя были и темные Канглы и светлые Канглы.

    Я не скажу ,что к 13 веку в забайкалье жили чистые манчжуры и чистые тюрки или уйгуры , нет. Много семей было смешано уже и в разной степени.
    Одно известно всем - манчжуры это чистые монголоиды , а тюрки и уйгуры - были с европеоидной кровью одни черные другие светлые.

    0
    • Крио
      25 февраля 2017  

      натан, что, костяшки растерял и кофе пролил?

      Бедняге гадать не на чем стало. Отчего ему так захотелось в слова поиграть, аж внимание затупилось.
      Разве Марко Поло написал, что в этой самой Баргу похоронили ЧХ?

      кас, пишешь "перестал думать о своем народе саха", "вообще чуждое отношение к своему народу".
      А почему ЧХ должен был думать о саха? Вотше, ты правильно пишешь, что он "предположим будучи - саха".
      Кто тебя заставляет предполагать, он и не был саха.
      Ты же, хоть и не являешься ханом или ханёнком, не задумываешься о судьбах зимбабвийцев или там бангладешцев?
      Ты же не из Зимбабве или Бангладеш родом, вот и не задумываешься, как и ЧХ не был саха и от того и не задумывался о якутах.

      Кстати, кас и натан, у вас есть шкуры моржей?
      Хочу купить кусок 2х 2 м.

      0
      • ш
        25 февраля 2017  

        чингисхан был якутом, потому что в те времена в забайкалье жили якуты

        например в византии жили греки, турок же не считают византийцами.

        чингис - по якутски означает крепыш.

        посмотри на монгольские названия имен, совсем другие. погугли.

        0
        • Крио
          25 февраля 2017  

          У тебя ш, уровень исторических познаний ниже плинтуса.

          "в забайкалье жили якуты". А южнее Забайкалья что находится и кто там живёт?
          От того что ты хочешь, чтобы ЧХ стал якутом, от того он не станет им, хоть каждый день хотелки свои пиши.

          Иди, матчасть учи, да ещё загляни в https://ru.wikipedia.org/wiki/Чингисхан

          0
          • ш
            25 февраля 2017  

            не понимаю, почему отрицаешь очевидного?

            у якутов была письменность с 4 века н.э. значит якуты были образованны, знали металлургию.

            0
            • Крио
              25 февраля 2017  

              Ты, что, как ребёнок искренне считаешь наличие у саха письменности

              и металлургии доказательством того, что ЧХ был якут?
              Тогда ЧХ можно назвать древним египтянином, ибо в Древнем Египте тоже была письменность.

              0
              • ш
                25 февраля 2017  

                наличие письменности говорит о том, что якутский язык имел влияние в регионе

                почему не писали на монгольском?

                0
      • nathan
        25 февраля 2017  

        Крио, Что то у нашей дамы совсем крыша прохудилась...Fre 08:39
        Марко Поло посмотрите. Он рассказывает о Алтае потом о стране Баргу и
        Вдруг о могиле Чхана короля Бирмы и тд. Где страна Баргу?

        nathan 09:16
        Fre, Описание страны Баргу, владения северного татарского владетеля Канчи и страны мрака, можно найти в более раннем описании Марко Поло (1292 г.). Большинство современных ученых считает, что под равниной Баргу понимается Сибирь, Забайкалье или Прибайкалье

        0
        • nathan
          25 февраля 2017  

          nathan, Цитата любимого писателя Крио...Охранять Великий хориг Чингисхана был поставлен тысячник Удачи из племени лесных урянкатов, принадлежавший к нойонам тысяч левого крыла. Считается, что он происходил из рода простых рабов (уталу бугул). Вполне правдоподобными кажутся сведения Рашид ад-Дина, что в Великом хориге были похоронены также потомки Чингисхана - Тулуй, Мункэ, Хубилай и представители их родов, тогда как хориги других родов, ведущих свое происхождение от Чингисхана, находятся в других местах. Это закономерно: Тулуй, как младший сын, наследовал земли своего отца Чингисхана (так называемый коренной юрт, или "Исконное владение великого нойона"); он считался "хранителем очага". Поэтому трудно представить место его последнего пристанища где-либо за пределами родовой земли, на которой как раз и располагается Бурхан-Халдун… (Дробышев Ю. И. «Похоронно-поминальная обрядность средневековых монголов и ее мировоззренческие основы», «Этнографическое обозрение», 2005 г., № 1).

          0
          • nathan
            25 февраля 2017  

            nathan, Урянхайская кость...Бюргутъ—урянх.кость,
            Хулдунгъ—урянх.кость.Кости у Урянхайцев называются: Бюргут которые подразделяются на Дзабыр-бюргут и Батыр-бюргутъ, Дюрбют, Нютцугун, Тэлэнгыт Цорас, Хулдунг или Хулдунгут, Уриляс,Тархыт.Тамга у Bcеx Урянхайцевъ—номын,то-есть, лук

            0
            • nathan
              25 февраля 2017  

              nathan, Примечательные кости (сеок) рода....Бюргут—урянх.кость,
              Хулдунг—урянх.кость.

              0
        • Крио
          25 февраля 2017  

          Чхать мне на страну Баргу,

          раз Марко Поло не пишет о том, что там могила ЧХ, он даже и не вопрошал "а вдруг?", ты это своим скудным умом, Натан, постарайся понять.
          Если бы да кабы.

          0
          • nathan
            25 февраля 2017  

            Крио, Ищи родовые земли урянхайцев сеока Бюргут и Холдунг.

            0
            • Крио
              25 февраля 2017  

              Чхать я хотел и на сеока, и на Бюргут.

              И на Холдунг тоже, а также на всякие прочие твои бурят-монголизмы тоже.
              Если самому трудно чего-то искать, то найми каких-нибудь школьников для поисков в интернете за плату.

              0
              • nathan
                25 февраля 2017  

                Крио, Да ладно не ной, иди ужин вари.

                0
                • Крио
                  25 февраля 2017  

                  И на тебя я тоже чхать хотел.

                  натан, тебя что, на инвалидность перевели?
                  То местности какие-то искать тебе нужно, то ещё захотел, чтобы ему ужин сварили.
                  Доширак трескай, раз сам ничего не умеешь и не можешь.

                  0
      • Могул
        Могул
        Ветеран
        25 февраля 2017  

        Крио, о крыльях чукотских никак забыть не может так и будет все время спрашивать,- Ну как нашел, есть, Продай!120 лямов не пожалею!!!

        ФР позови другану своему санитаров его!

        0
  • oidov
    25 февраля 2017  

    Саган Сэцэн - Маган , Маҕан Сэһэн - Белое сказание ( тюрк , саха огуз).
    Это как зашифрованное Сэркээн Сэсэн - Сэркээн Сэһэн - Сокровенное сказание о народе ураанхай саха . По Олонхо
    они доверили эту тайну Сэркээн Сэсэн , расшифровку дал . Но оно видимо как и письменность изчезла ?

    А оригинал рукописи Саган Сэцэн или Сэчэн , также изчезла . и все
    Это просто аналогия , расшифровка языка древних огузов , одного из предков саха . и все .
    Вам и не кому не дано знать могилу Великого потрясателя , пусть его останки покоятся с миром .

    0
  • Догадка
    25 февраля 2017  

    Йэхэ Утек уж не якутский ли етех? Он похоронен в мнстности Кулан Утах.

    0
    • Крио
      25 февраля 2017  

      Так и знал, что младенчики заглотят как рыбку наживку Йэхэ-Утэк.

      А что, якутские етехи есть только в Кулан Утах? И больше нигде.
      Сейчас начнётся соревнование - кто глупее.
      Отталкивая друг дружку, будут вспоминать, где есть етехи ещё.
      Не старайтесь, Чингисхан был всего один.

      0
  • basylai2211
    25 февраля 2017  

    Одун хаан иЧыҥыс хаан- они оба фольклорные герои нашего народа. Темуджина на знаментом курултае нарекли Чингис ханом, т.е. дали имя божества Айыы. Одно это говорит Ч/х имеет какое то отношение к нам, саха. А Одун хан и скандинавский Один тоже один персонаж. Тоже с ариев (аар айыы).

    0
    • nathan
      25 февраля 2017  

      basylai2211, Все они не фольклорные, а реально существовавшие люди, возведенные в религиозный пантеон Айыы.

      0
      • basylai2211
        25 февраля 2017  

        nathan, я такого же мнения. Когда нарекали Темуджина Ч/ханом среди племен ,однозначно , были и наши предки.

        0
        • Могул
          Могул
          Ветеран
          25 февраля 2017  

          basylai2211, да, как ни странно, все великие в пантеоне Олонхо и все с должностями. Чыҥыс хаан Как и положено издает законы, Одун хаан управляет. Билгэ хаан предрекает.

          0
          • Крио
            25 февраля 2017  

            И чуо? Вас хватило токмо на пересказывание примечаний к олонхо?

            Осторожненько этак:
            ы, "реально существовавшие люди", "какое то отношение к нам, саха".

            А чего тогда, раз имеет какое-то отношение к саха, в олонхо ничего не сказано про деяния Чингис-хана?
            Как объединил кочевые племена, побил китайцев, издал Ясу?
            Больше-то ничегощеньки выжать не можете.

            0
  • oidov
    25 февраля 2017  

    Для не знающих..
    Чыҥыс хаан , Одун биис - хаан и Дьилҕа Тойон , это три судьи .
    Функции у каждого отдельно .
    Одун хаан - Определяет степень вины .
    Чыҥыс хаан Повелевает , Наказать или Помиловать .
    Дьилҕа Тойон Выносит Приговор , обвиняемому или обьвиняемым .
    Это Мировозрение , создано до времен Чхана .
    Чхан лишь взял имя этого Божества - Небесного судьи , чтобы Повелевать на Земле . и все . Просто как караташ .
    Три Небесных судьи , Выбраны из трех древних , враждующих родов - народов . По Олонхо , это времена древних боев , до времен хунну .
    Мифологически , некоторые персонажи поздние , ну это и так понятно .
    Времена птеродаклей , динозавров и великонов .grinning facegrinning face with smiling eyessmiling face with open mouthsmiling face with open mouth and smiling eyessmiling face with open mouth and tightly-closed eyes

    0
    • FR
      25 февраля 2017  

      Как на якутском судья то будет, чо то я запамятовал?

      0
      • nathan
        26 февраля 2017  

        FR, Так и будет...түм=
        1) завязывать узлом что-л.; завязывать узел на чём-л.; сап төбөтүн түм = связать концы ниток; 2) перен. собирать, сосредоточивать; дьону мунньахха түм = собрать людей на собрание;
        подытожить сов. что түм, түмүктээ; подытожить

        0
  • oidov
    25 февраля 2017  

    Ошибка , правильно Түмэччи - Түмэджин - дьиҥ. Взял имя Небесного судьи , с функцией Повелевать на Земле , у тюрк сахаязычных огузов .и все .grinning facegrinning face with smiling eyessmiling face with open mouthsmiling face with open mouth and smiling eyessmiling face with open mouth and tightly-closed eyes

    0
  • oidov
    25 февраля 2017  

    Чыҥыс хаан = ЧыНГыс хаан. Так как НГ = Ҥ.
    В других языках Чыҥыс саха огузов , слышится как Чынгыс , а у чирикающих Чингиз . и все . Хе хе , надо вообще букву Ы убрать . Кто то так предлагал в Госдуме .grinning facegrinning face with smiling eyessmiling face with open mouthsmiling face with open mouth and smiling eyessmiling face with open mouth and tightly-closed eyes

    0
  • basylai2211
    26 февраля 2017  

    oidov
    Мы думаем, что божества айыы Чыҥыс хаан, Билгэ каҕан и Одун хаан это реально существовавшие люди, как Будда, Христос. Они арии (аар айыылар). Первым был Чыҥыс хаан. Он возглавлял исход арийских племен с исторической родины. Второй Билгэ каҕан, при нем арии участвовали в возникновениии становлении скифских-сакских империй. Третий Одун хаан. При нем сакские племена участвовали и организовывали европейские царства. Его включили в понтеон скандинавских божеств. А мы, саха, всех троих знаем и тоже включили в свои божества, как кровных родственников. Аар айыылар хаан аймахтара буолабыт. Исторического Ч.х. нарекли именем ария . После Ч.х. часть арийских племен стали называтся САКами.

    0
  • Рабы
    26 февраля 2017  

    Арийские племена были нашими рабами. Учи историю. На парламенте арийцев
    Знамя водружал Мелитон Кантария и якут Егоров. До этого гунны грабили и
    и в попу драли арийцев. Сами они были узкоглазые. Две дырки на лице светились.
    Аттила вождь без усый и без шеи любил арийку блондинку

    0
  • Викторр
    26 февраля 2017  

    Данные раскопок в Якутии
    sun with faceherb САХА – МАННА ҮӨСКЭЭБИТ ОМУК
    Аан дойдутааҕы дьахталлар күннэринэн, бүгүн “Кыым” хаһыакка устуоруйа билимин дуоктара, профессор, СӨ билимин үтүөлээх диэйэтэлэ, СӨ Билимҥэ уонна тиэхиньикэҕэ Судаарыстыбаннай бириэмийэтин лауреата
    Розалия Иннокентьевна
    Б Р А В И Н А,
    ол эбэтэр билиҥҥи саха дьахталларыттан билим эйгэтигэр биир бастыҥнара, ыалдьыттыыр.
    Бу сырыыга биһиги киниттэн
    САХА омугун ТӨРДҮН-ТӨБӨТҮН ЧИНЧИЙИИ кэккэ түгэннэрин быһыта түһэн ыйыталастыбыт.
    shamrockshamrockshamrockshamrockshamrockshamrockshamrock

    – Розалия Иннокентьевна, 2014 с. археологтарбыт Дьокуускайга, Ботаника саадын таһыттан “былыргы монгуол дьахтарын уҥуоҕун булбуттар” диэн сонун баара. Онтубут чинчийиитэ хайаста, туох саҥа сонун баарый?
    Сылыктааһын быһыытынан, монгуол да дьахтара буолуон сөп. Биһиги кинини бэйэбит испитигэр, саба быраҕан, хоро дьахтара” диэн ааттыыбыт. Радио-углерод анаалыһа көрдөрбүтүнэн, сөҕүөхпүт иһин, бу букатын хойукку, 16-с үйэтээҕи көмүү буолан биэрдэ. Сахалыыга адьас майгыннаабат маллаах-саллаах этэ. Ол курдук, уһуктаах төбөлөөх, чеканка ойуулаах алтан чомпой бэргэһэлээҕэ, туос кыыннаах, сахаҕа букатын дьүөрэтэ суох моһуоннаах, тутааҕын икки иэдэһигэр муоһу заклепкалаан олордуллубут тимир быһахтааҕа, ханна да урут көстүбэтэх, хаптаҕай алтан пластинкалара сыһыарыллыбыт түһүлүктээҕэ (нагрудник). Ытарҕата эмиэ сахалыыга майгыннаабат этэ. (Оннук ытарҕаны Хаҥаластан эмиэ булан турардаахпыт).
    Бу дьахтар чөмчөкөтүн Тюмень куоракка антропология анаалыһыгар ыыппыыппыт. Биллэн турар, кинини ким да эрэллээхтик “монгуол дьахтара” диир кыаҕа суох. Сахатыйбыт дьахтарга өбүгэлэриттэн хаалбыт былыргы маллары кэтэрдэн, симээн көмүөхтэрин эмиэ сөп.
    – Ол антропология анаалыһынан кини ханнык омугун билиэхтэрэ дуо? Быһаччы, “монгуоллуу расалаах омук” диэн кэбиһиэхтэрэ дии…
    – Сороҕор, дьэ, киһи сөҕүөн курдук билээччилэр. Уонча сыллааҕыта олорон эрэ көммүллүбүт, 14 -16-с үйэтээҕи киһи өлүгүн хаспыппыт. Төбөтүн биилээҕинэн хайа охсон өлөрбүттэр этэ. Дьэ ол киһибит чөмчөкөтүн уҥуоҕун чинчийэн баран, “саха буолбатах, бүрээт дуу, монгуол дуу буолуон сөп” диэн чопчу хоруй кэлбитэ. Син ол тэҥэ, биир эмиэ ол кэмнээҕи, эмиэ төбөтө хайа охсуллубут киһи төбөтүн үөрэтэн баран, “бу – саха эбит” диэн быһаарбыттара. Тюмеҥҥа олус бэркэ чинчийэллэр.
    – Ээ, арба , былырыын Үс Хатыҥтан “кытайдыы иероглифтардаах таастар көстүбүттэр” диэн сенсация баара. Ол хаһааҥҥы таастар эбитий? Туох эмэ түмүк билиннэ дуо?”
    – Ол суруктары РНА Илиҥҥи рукопистарын Институтугар аахпыттара. “Хойукку суруктар быһыылаах” диэн буолбута. Ол курдук, иероглифтара Кытайга ааспыт үйэ 50-с сылларыгар буолбут сурук реформатын кэннинээҕи “судургутутуллубут барыйааҥҥа” дьүөрэлэһэллэр. Биллэн турар, ол эмиэ “ноолоох”. Кытайдар былыр эмиэ тааска суруйалларыгар ити курдук судургутутуллубут иероглибы туһаналлар эбит. Ретген-спектр анаалыһыгар ыытыахпыт этэ да, ол наһаа элбэх хачыны эрэйэр. Эбиитин, сурукпут ис хоһооно эмиэ дьикти, “10 саллаат хаалла, сорохторо диплома суох буолан үөрэнэ бардылар” диэн кэлин ханнык эрэ Кытайга үөрэнэр устудьуоннар дьээбэрэн суруйбуттарыгар майгынныыр. Онон, баҕар кимнээх эрэ оонньообуттарыгар ороскуотуруохпутун кэрэйэн, сээбэҥнээн хаалан хааллыбыт. Онуоха эбии, тааһы бастаан булбут дьон хаһыаттарга илдьэн биэрбиттэр. Ону суруга көстөр оҥороору дэлби кыһыйан, “ыраастаан”, киһи хаһан суруллубутун быһаарбат гына буортулаан кэбиспит этилэр. “Кытай” диэбиккэ дылы, Саха сириттэн көстүбүт былыргы кытай манньыаттарын, сиэркилэтин дьоппуон учуонайдарын кытта кыттыһан үөрэтэн эрэбит.
    Уопсайынан, археология хаһыылара ыытыллыбыттарын кэннэ түмүгэ, анаалыстара олус өр кэм устата оҥоһуллаллар. Ону билэргэ кырата 2 – 3 сыл ирдэнэр.
    Былыргы кытай манньыатын Саха сиригэр элбэҕи булаллар быһыылаах дии…
    -Оо, олус элбэх. Өлүөхүмэҕэ Улахан Сэгэлээннээх диэн сиргэ “у-шу” диэн аатырар биһиги эрабыт 3 – 4 үйэлэринээҕи манньыаттар көстөн тураллар. Оннук манньыаттар былыргы ХУУННАР, СЯНЬБИЛАР саҕана киэҥник туттулла сылдьыбыттара.
    Хаҥалас улууһугар 9 – 11-с үйэлэрдээҕи Кытай Сун династиятын 100-тэн тахса манньыата, бүтүн кылаат, булуллубута. Иероглифтаах Кытай чуораана эмиэ көстүбүттээҕэ.
    Ону таһынан, кэлин археологияҕа туох сонун арыйыы баарый?
    Кэнники сылларга археология олус сайынна, интэриэһинэй буолла. Радиоуглерод, антропология, генетика, медико-криминалистика ситиһиилэрин хото туһанар буоллубут.
    Холобур, былырыын Хаҥаласка Ат Быраан диэн сиргэ 14 – 16 үйэлэрдээҕи кыргыс дьонун уҥуохтарын хастыбыт…
    Ол туохха олоҕуран “кыргыс дьоно” диигиний?
    – Киһи ону адьас саарбахтаабат, кыргыһыы-өлөрсүү бөҕөтүн ааспыт, уҥуохтарыгар араас үҥүү-батас эчэйиитэ бөҕөтүн ылбыт саха боотурдара. Төбөлөрүн оноҕос дьөлө сүүрбүт уҥуохтара кытта бааллара. Бэл, илиитин холунан быһа оҕустаран кэбиспит киһини илиитин туспа ылан түөһүгэр уурбут көмүүлэрэ баара. Барыта уонча уҥуоҕу чинчийбиппит. Ону быһаарарга медико-судебнай бюро үлэһиттэрэ көмө-ама буолан абыраабыттара.
    “КУЛУН АТАХ КУЛТУУРАТЫН” (13-14 үйэлэр) САХАЛАРА өлбүт дьоннорун хайдах көмөллөр этэй?
    – 14-17-с үйэлэрдээҕи САХА көмүүтэ барыта да кэриэтэ биир буолар. Олус улахан, 2 эбэтэр 2 аҥаар миэтэрэ уһуннаах улахан мас холбоҕо уган көмөллөр, үрдүн туоһунан сабаллар. Кыра да, улахан да киһи буоллун. Сорох ардыгар раскопкаҕа сылдьан, туох да олус улахан мас холбону хаһан таһааран баран “оо, бу иһигэр толору араас артефакт, мал-сал бөҕө сыттаҕа!” диэн үөрэ санаабытыҥ, иһигэр туга да суох кэриэтэ кыра уҥуох эрэ баар буолан хомотор. Даҕатан эттэххэ, устуоруйа идэтийбит исписэлиистэрэ САХА оннук хоруоптарын “ХУННСКИЕ ГРОБЫ” диэн бөлөххө киллэрэллэр. Былыргы ХУУННАР оннук хоруоптаан көмөллөрө үһү.
    Уопсайынан, САХА култууратыгар ХУУННУУ элэмиэн АҺАРА ЭЛБЭХ. Дэлэҕэ да мин учууталым, Арассыыйа археологиятын биир улахан аптарытыата Дмитрий Савинов

    ХУУННАР устуоруйаларын-култуураларын ТӨРДҮН, бастатан туран, САХА матырыйаалларыгар КӨРДҮӨХХЭ НААДА” ДИЭН ЭТЭР БУОЛАРА.
    Кэнники сылларга археологтар хоту улуустарга күүскэ үлэлиир буоллугут быһыылаах…
    – Өскөтүн киин Саха сиригэр нуучча кэлбитин кэннэ, атын култуура дьайыытынан саха матырыйаалынай култууратыгар улахан уларыйыы, хамсааһын тахсыбыт буоллаҕына, хоту улуустарга ДЬИҤНЭЭХ,
    ТӨРҮТ САХА култуурата бэрт өр кэм устата УЛАРЫЙБАККА
    КЭНСИЭРБЭЛЭНЭН” кэриэтэ турбутун анаан бэлиэтиэххэ сөп. Онон үлэлииргэ олус интэриэһинэй.
    Маны тэҥэ,
    хотугу улуустарга
    САХАЛАР нуучча кэлиэн БЫДАН ИННИНЭ ТИИЙБИТ курдуктар.
    Саха дьоно Алдан өрүһүнэн, Өймөкөөнүнэн Дьааҥыга тахсар аартыктарын БЫЛАҺЫН ТУХАРЫ оннук көмүүлэри БУЛУОХХА СӨП.
    Дьааҥыга букатын былыргы “классическай” сахалыы аттаах көмүүлэри кытта булбуппут.
    – Ити АРХЕОЛОГТАР үлэҕит ГЕНЕТИКТЭР кэнники арыйыыларын кытта төһө дьүөрэлэһэрий?
    – ДҮӨРЭЛЭҺЭН БӨҔӨ…
    Биһиги _бэйэбит генетиктэрбит Сардаана Федорованы,
    Николай Барашковы КЫТТА ЫКСА ДОҔОРДУУ СЫҺЫАННААХ ДЬОММУТ.
    Кинилэр “саха эр дьонун 80-ча бырыһыана БИИР киһиттэн төрөөн ууһаабыт, тэнийбит.
    ОЛ КИҺИ 1.5 тыһ. сыл АНАРАА ӨТТҮГЭР ОЛОРО СЫЛДЬЫБЫТ” диэн сонун этиилээхтэр.
    Суоттаан көрдөххө, ол киһи БИҺИГИ ЭРАБЫТ 5-с үйэтигэр ОЛОРОН ААСПЫТЫН курдук тахсар.
    Онтон ТИРЭҔИРЭН ,
    “САХА ТЫЛА ити КЭМТЭН саҕалаан УОПСАЙ ТҮҮР омук ЭЙГЭТИТТЭН тэйэн АРАХСАН барбыт”
    диэн ТҮМҮК оҥоруохха сөп курдук.
    Даҕатан эттэххэ, Ангара өрүскэ арыллыбыт 13-14-с үйэлэри хабар усть-талькинскай култуура БИҺИГИ
    кулун атахпыт култууратын” кытта киһи сөҕүөн курдук майгыннаһар. Холобур, _ат тэрилэ, иҥэһэлэрэ-үүннэрэ, “майгыннаһар” да диэн буолбатах, биир киһи ОҤОРБУТУН КУРДУК.

    Оччотугар, саха норуота хаһааҥҥыттан бу билиҥҥи Саха сиригэр
    БААР БУОЛБУТУЙ дуу,
    ҮӨСКЭЭБИТИЙ дуу,
    КӨҺӨН кэлбитий дуу?
    – Саха сирэ БУКАТЫН БЫЛЫРГЫ
    Скифо-сибирский этап дэнэр да КЭМ САҔАТТАН, ОЛ ЭЙГЭНИ кытта
    БИИР СИТИМҤЭ олорбута .
    Сибииргэ барытыгар көстөр СКИФТЭР САҔАНААҔЫ булумньулар
    БИҺИЭХЭ эмиэ КӨСТӨЛЛӨР.
    Ол курдук,
    кылдьыылар, орнаменнар, ат тэрилэ, Үс дойду, Аал луук мас өйдөбүллэрэ… ХУУННАР тустарынан эмиэ этэн аһардыбыт.
    Чэ, быһата, 11-13 үйэлэргэ манна ТҮҮР уонна Монгуол омуктар олус маассабай КӨҺӨН КЭЛИИЛЭРЭ, булкуһуулара, буолбут.
    Эппитим курдук,
    14-16-с үйэлэргэ тиийэ “хоро дьахталлара”, “саха буолбатах, монгуоллуу чөмчөкөлөөх дьон”
    олоро сырыттахтара дии.
    Ол иһигэр, бука, кимнээх эрэ төттөрү соҕуруу көһөн бардахтара буолуо. Дьэ ол түмүгэр саха омуга сааһыланан тахсыбыт курдук.
    – АРХЕОЛОГИЯ үлэтин саамай уустуга, ыарахана тугуй?
    – Отчуотун оҥоруута. Холобур, хаһыыны оҥоруу диэн үлэҥ саамай интэриэһинэй сонун түгэнэ эбит буоллаҕына, дьэ ол кэнниттэн ынырыктаах элбэх, улахан отчуот оҥоһуллар. Бу быйыл сайыҥҥы хаһыыларбыт отчуоттара бу сыталлар ( икки халыҥ туомнаах кинигэ бэчээттэнэн сытарын көрдөрөр)… Бу манна хаспыт сириҥ каартата, топографическай устуута, сирин рельебэ, буорун уратыта, булбут малларыҥ сиһилии кээмэйэ, ырытыыта уо.д.а. киирэллэр. Ол эбэтэр, сайын аҕыйах кэмнээх хаһыыҥ отчуотун ыйы ыйдаан оҥороҕун. Бу – биһиги үлэбит саамай эрэйдээх, сылаалаах өттө.
    – Устуоруйа бэлиитикэни кытта быһаччы сибээстээҕин быһыытынан, холобур ити кытай оҥоһуктара көстөллөрүгэр эҥин да буоллун, туох эмэ бобуу, “бэлиитикэлээһин”, мэһэй-туорай суох дуо?
    – Оннугу билбэппин.
    Холобур, мин тугу да “бэлиитикэлээбэппин”. Тугу булбуппун, илэ тутан-хабан көрбүппүн эрэ суруйабын. Онно туох да хааччах суох.
    – Бар дьоҥҥор туһаайан тугу этиэҥ этэй?
    – БИЛИГИН АРХЕОЛОГИЯ ҮЛЭТЭ ОЛУС САЙЫННА,
    ИНТЭРИЭҺИНЭЙ БУОЛЛА диэн хатылаан этэбин. Ол курдук, урукку өттүгэр саха дьоно археология үлэтин аһара аньыыргыыр, билэллэрин да эппэт, кистии сатыыр эбит буоллахтарына, билигин ол биһиги норуоппут устуоруйатыгар-култууратыгар суолтатын өйдөөтүлэр. АНААН ЫҤЫРАР БУОЛЛУЛАР. Билигин, бэл, “биһиги улууспутугар кэлэн үлэлээҥ, туох эмэ археология пааматынньыгын булуҥ эрэ. Баччааҥҥа диэри туга да суох олоробут” диэн сакаастар баар буоллулар. “Босхо гаа түҥэтигинэн” сибээстээн оннук ыҥырыы өссө элбээтэ.
    ОЛОХТООХ КЫРААЙЫ ҮӨРЭТЭЭЧЧИЛЭР биһиэхэ олус элбэҕи көмөлөһөллөр. Итини таһынан, улуустар, нэһилиэктэр ТҮМЭЛЛЭРИГЭР букатын ЭРИЭККЭС, УРАТЫ ЭКСПОНАТТАРЫ эмиэ булуохха сөп.
    Холобур, 2014с. Тойбохой түмэлиттэн СЭЛИИ МУОҺУТТАН оҥоһуллубут
    ОХ САА ДЬАПТАЛҔАТЫН
    булан улаханнык соһуйан турабын.
    Бу – бэйэтин туһугар СЕНСАЦИЯ.
    Ньурба түмэлигэр
    “ТАГАРСКАЙ КУЛТУУРА” БОРУОНСА сүгэтин көрөн сөхпүттээҕим.

    sun with face Итини этэн туран,
    Б А Р Д Ь О М М О Р
    этиэм этэ:

    ТУОХ ЭМЭ УРАТЫ, ДЬИКТИ, СОНУН БУЛУМНЬУ, БЫЛЫРГЫ КӨМҮҮ КӨҺҮННЭ ДА,

    ТУГУН ДА
    Т Ы Ы П П А К К А
    ЭРЭ,

    ТУТА биһиэхэ
    ГУМАНИТАРНАЙ ЧИНЧИЙИИ ИНСТИТУТУГАР биллэриҥ.
    Биһиги олус түргэн-тарҕан дьоммут,
    ТУТА ТИИЙИЭХПИТ!

    БАҔАР, ОЛ
    БИҺИГИ НОРУОППУТ
    У С Т У О Р У Й А Т Ы Н
    БЫЫҺЫН СЭГЭТЭР
    С Ү Д Ү, У Л У У
    БУЛУМНЬУ БУОЛУО.

    Иван ГАВРИЛЬЕВ.

    0
    • садык-2016
      садык-2016
      садык нехаха
      26 февраля 2017  

      Викторр, эт чо,тибетский язык? ЫЫППЫЫППЫТ, СУДУРГУТУТУЛЛУУБУТ, ЧИНЧИЙБИППИТ.
      Кто скажет что это тюркский я удавлю его!

      0
  • basylai2211
    27 февраля 2017  

    ,,Чэ, быһата, 11-13 үйэлэргэ манна ТҮҮР уонна Монгуол омуктар олус маассабай КӨҺӨН КЭЛИИЛЭРЭ, булкуһуулара, буолбут.
    Эппитим курдук,
    14-16-с үйэлэргэ тиийэ “хоро дьахталлара”, “саха буолбатах, монгуоллуу чөмчөкөлөөх дьон”
    олоро сырыттахтара дии.
    Ол иһигэр, бука, кимнээх эрэ төттөрү соҕуруу көһөн бардахтара буолуо. Дьэ ол түмүгэр саха омуга сааһыланан тахсыбыт курдук''
    Немножко не согласен. Когда группы людей , с разной культурой, верованием и укладом жизни проживают совместно, происходит взаимное проникновение,,обогащение''и языка и культуры. В нашем случае возьмем,например, фольклор. Где у нас монголские сказки, песни, передания , Гэсэр и т.д. Говорят что наш язык 30% монгольский, тоже слабо верится. А может наоборот, наш язык влиял на монгольский. За 4-5 столетие не возникает народ. Саха древний, с устоявшимися религией, языком и т.д. нация. Мы сохранили самоназвание древнего народа ҪАХА-САКА.

    0
    • ш
      27 февраля 2017  

      якутский народ раньше был очень многочисленным

      но в таких суровых условиях мы уменьшились.

      даже китайцы уменьшились бы попади они в якутию. много наших детей умирало от простуды.

      насчет монголизмов в языке, скорее монголы усвоили якутский язык.

      0
      • Чукча
        1 марта 2017  

        ш, вряд ли якутский народ был многочисленным в те времена был естественный отбор слабые дети умирали сильные выживали а якутские семьи в основном многодетные так что твоя идея не канает. В те времена все дети были подвержены многим заболеваниям вы или ещё юны и поэтому этого не знаете или глупы раз такие версии выдвигаете

        0
        • Могул
          Могул
          Ветеран
          1 марта 2017  

          Чукча, ш видимо имеет в виду здешние условия, а так якуты-саха были везде, от моря до моря. Тем более тогда. когда паспорт и виза не требовались. все были вольны в своих переездах.

          0
        • Могул
          Могул
          Ветеран
          1 марта 2017  

          Чукча, и видать становились күтүөт любому народу. Вот видишь и у Чукоч гаплотип якутский более половины, аж более 60!-ти процентов!!!
          Чукчи поэтому те же якуты по крови.

          0
  • basylai2211
    27 февраля 2017  

    Если саха приезжий народ , то они приехали не в 10 -11 в. н.э. а намного раньше , даже раньше так называемого великого переселения народов.

    0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    27 февраля 2017  

    У Тувинок есть Хоро бэргэҺэ, наверное нашли Тувинку. Тувины же уранхайцы как и саха.

    0
  • илин
    27 февраля 2017  

    я точно знаю что есть клад маннетаха

    0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    27 февраля 2017  

    Например я летом мог бы показать места древних стоянок рядом с Нюрбачаном. Например мы нашли каменный кельт или большой скребок там же. очень острый был. Что один мой сын должно быть сдал музею.
    Попрошу Крио не интересоваться, шибко бизнесмен кажись.

    0
  • oidov
    28 февраля 2017  

    Просто как караташ .
    Например , во всем Мире , в том числе и русском , много английских слов .
    В русском также тюркских слов .
    Так же , много чего переводится из монгл времен их возвышения и до них . На якутский - саха огуз язык . Это говорит об одном : Саха огузы - тюрки , имели большое влияние на Чхановское и до него времени . и все .
    Саха огузы , в том числе одни из предков саха .
    Они являются осколком , большого великого народа - тюрков . Об этом говорит Язык наших предков и Олонхо .
    grinning facegrinning face with smiling eyessmiling face with open mouthsmiling face with open mouth and smiling eyessmiling face with open mouth and tightly-closed eyesПо Логике и языку , просто как Кара таш smiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouth

    0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    28 февраля 2017  

    А че это Крио так долго не посещает дела бренные саха?
    АууУУ Крио Малец где ТыЫЫ? Улетел куда на пароплане своееееМ?

    0
  • kyzmich2
    1 марта 2017  

    Однажды один старец указал на курган, земля была взята рядом же. В котловане растут деревья почти в обхват, чуть тоньше. И самое интересное по четырем сторонам еле заметные углубления. Он объяснил что это возможно хранители. До сих пор вспоминаю

    0
  • олох
    1 марта 2017  

    Археологтар Игидэй нэьилиэгин кэлэн чинчийэллэрэ буоллар,тула ойууннар айалара иитиллэн,согуруу хайыьан кими да чугаьаппаттар,тугу эрэ быдан ыраагы,былыргыны харыстыыллар,чугаьаппаттар

    0
    • Чыныс хааааааааан
      2 марта 2017  

      Сымыйалааман, че врете? Одни тупые неучи собрались, великий Чыныс Хаан,предок всех ураанхай Саха, сам настоящий Саха -похоронен в окрестностях с.Хоро, Верхневилюйского улуса

      0
  • гаврильена
    10 октября  

    почему все ученые историки ищут могилу ЧХ и не могут найти? ведь обряд погребения у монголов того времени было совсем другим, тело просто оставляли на земле тоесть открытый способ захоронения как и у нас только не в аранасах, например бедные могли оставить тело умершего в степи и укрывать ветками листьями итп, а вот богатых и нойонов могли обсыпать мелкими камнями, воинов хоронили вместе с оружием и лошадью. думаю такой способ захоронения практиковали все монголоязычные и тюркоязычные племена того времени, и только с приходом русских стали хоронить в гробах, в срденей азии с принятием ислама.

    0
  • гаврильена
    10 октября  

    думаю и ЧХ похоронили по монгольским обычаям, так что вряд ли найдется его могила, вернее могилы не было у ЧХ

    0
  • Эр киьи
    11 октября  

    Гаврильева!!!читайте книги-образовывайтесь!!!Даже пещерные люди Хоронили чтобы зверь не съел Твою Маму и Папу и Братьев и Сестер!!!что за ересь пишешь женщина!!!???pouting facepouting facepouting faceты что неандерталец родную кровь на земле просто оставить ветками прикрыв???Лично мои предки хоронили своих в деревянных срубах последние 500 лет!!!и до этого точно знаю также хоронили!!!знаю благодаря археологам

    0
  • 😡
    11 октября  

    Пусть тебя твои дети оставят не похоронив раз уж ты такие слова постыдные тут пишешь!!!посмотрим/будет тебе обидно или нет когда увидишь как твоё тело жрут все кто ползёт,плывет и летает и бегает...

    0
    • гаврильена
      Вчера, 19:44  

      pouting face, я лично в этом ничего аморального не вижу, подите спросите любого монгола, только настоящих монголов, они живут не в монголии а в китае, вот они вам рассскажут настоящий обряд погребения, у них таковой обряд был до 60-х годов 20 века мне дедушка рассказывал, так что если верить словам моего дедушки все было от точности до наоборот

      0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    11 октября  

    В ССМ четко сказано, что Чыҥыс хаан после смерти везли аж ТРИ месяца!
    А умер то он по пути в Китай во время похода. Так что если бы похоронили в Китае, Монголии или в Забайкалье то столько времени не затратили бы. Остается только одно место, а это Якутия.
    Ктому же он родился в Якутии, в Верховьях Лены! И там он не могобыть похоронен, поскольку тоже близко. Одного месяца хватило бы чтоб довезти!
    Значит Якутия причем в труднодоступном улусе!!! А это Нюрба и есть что показано ыв карте Фра Мауро!

    0
    • Крио
      Вчера, 20:28  

      Фу-у, аж ТРИ месяца?! Вонищи-то сколько было, в 1000 раз

      больше, чем от одного сообщения Могула.

      Могул, а покажи цитату из "Сокровенного сказания монголов", где чуотка так сказано, шо его транспортировали ажно 3 месяца?

      0
      • Крио
        Вчера, 23:20  

        Могул, ты нашёл таки цитату из "Сокровенного сказания монголов",

        где чётко так сказано, шо вонючее и разлагающееся тело ЧХана транспортировали куды-то ажно 3 месяца?

        Найдёшь, покажешь - а вдруг я тогда поверю, что ЧХана закопали у нас в Якутии?
        У тебя появиться шанс заманить меня в вашу какиральную веру. Ты представь, как тогда саах-саахирал усилиться?!
        Ну, чего застыл, как суслик? Ищи, давай, не ленись.

        0
Ответ на тему: может ли могила Чингис Хана находиться в Якутии?
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания