Зеленчукская надпись -на аланском языке. Специально для Могула.
сака  -    1856
Спор об аланском языке.
Цитата:
Первоначально аланы обитали на Кавказе и в степях южной России; оттуда они, будучи прекрасными наездниками и стрелками, распространили свои владения к северу до Дона и часто предпринимали набеги в Армению и Малую Азию. Против этих набегов уже парфянский царь Вологез искал защиты у Веспасиана, с ними в царствование Адриана боролся Арриан в качестве наместника Каппадокии, и отрывок составленного им описания этой войны дошёл до нас. Будучи завербованы Аврелианом для войны с Персией, они после его смерти опустошили Малую Азию, пока император Тацит в 276 г. не заставил их возвратиться в прежде занимаемые ими местности.

Великое Переселение Народов

Почти 100 лет спустя, около 375 г., они в союзе с гуннами разгромили царство остготского короля Германриха, вытеснили остготов из местностей между Доном и Дунаем, присоединились к великому движению народов на Запад и затем в 406 г. в союзе с свевами и вандалами вторглись в Галлию. Часть их, поселившаяся в местностях южнее Луары, в 451 г. появляется в числе союзников Аэция в его борьбе с Аттилой и была позже мало-помалу уничтожена. Другая часть в 409 г. перешла в Испанию, была там разбита соединившимся с римлянами вестготским королем Валлией (418) и оттеснена в Лузитанию, где упоминания о них с течением времени исчезают. В Верхнюю Италию толпы аланов вторглись еще в 464 г., но были разбиты Рисимером.

Потомки алан

Прямыми потомками алан являются осетины. Осознание этого родства повлияло на национальное самосознание осетин: отсюда и название Республики Северная Осетия — Алания, весьма популярные у осетин мужские и женские имена: Алан, Алана, Амага, Сармат.

Осетинский язык является прямым потомком аланского. Некоторые топонимы этимологизируются как восточно-иранские на основе современной осетинской лексики (Дон, Днестр, Днепр, Дунай), на осетинском материале расшифровываются немногочисленные сохранившиеся письменные фрагменты на аланском (наиболее известный — Зеленчукская надпись)[


[quote] "Зеленчукская надпись" читается на балкарском языке
Одно из свидетельств, которые (по нашему мнению) могут открыть некоторые неизвестные стороны истории балкарского, карачаевского народов, найдено недалеко от нынешнего села Архыз. В науке оно известно, как «Зеленчукский камень». Это памятник сделанный из шершавого камня. Надпись выбита греческими буквами. Но попытки прочтения по-гречески не дали результата. После этого академик В.Ф. Миллер в 1893 году попытался прочитать надпись на дигорском (осетинском) языке. Но трудно назвать и это прочтение удовлетворительным. Прочтение Миллера в наше время (в советское время) один за одним одобрили проф. В.И. Абаев, проф. Б.А. Алборов и доцент Г.Ф. Турчанинов. В то время как из надписи, кроме набора имён ничего не выявили. При этом, для достижения и этого результата, добавляли в надпись, отсутствующие буквы, и игнорировали наличествующие. Недостатки прочтения надписи вышеперечисленными учёными в полной мере раскрыты в, вышедшей в 1963 году книге А.Ж.. Кафоева, «Адыгские памятники». Не развивая эту тему, отсылаем к этой книге.

В отмеченной книге А.Ж. Кафоев попытался прочесть надпись на кабардинском языке. Тем не менее, недостатки его порочения не меньшие, чем у его предшественников. Здесь ограничимся двумя наиболее яркими примерами. Сотни лет на христианских памятниках два сокращённых сочетания IЕ XЕ обозначала слова Иисус Христос (Мессия Иисус). Кафоев читает их как «ищхьэщ» (и даёт значение данному слову, как «его голова»). Слову ОАГЕ и букве I в 7 ряду вообще никакого объяснения не даёт. Ещё скажем о прочтении одного слова. Это слово складывается из 19-ой и 20-ой строчки: KANНТЭНP. Это слово А.Ж. Кафоев читает как «кантазыр». Из этих букв такое слово не получается, это во-первых. Во-вторых, «къан» - тюркское, а «тазыр» - арабское слова. Эти слова были бы а адыгском языке в 5 веке (в соответствии с нынешней датировкой)? И при этом, слов «къантазыр» никак не вписывается. И в других местах много явных ошибок.

Я попытаюсь прочесть надпись на балкаро-карачаевском языке. Здесь, в связи с этим выскажу несколько своих идей. И читатель увидит, что надпись Зеленчукского памятника сделана на балкарском языке Черекского ущелья (Малкарское ущелье). Хотя есть на данный момент утерянные несколько видоизменённые слова, тем не менее, балкарец или карачаевец большинство этих слов поймёт легко.

Наиболее ясные буквы в надписи я вывожу так: IE XE OAГЕ НКОЛАОΣ Σ АXНРN ФОIХОВΣН ОРΣНФОΣРТПАКӨАРПА КАОАИФОYТ *АN ПАЛАNАПЛАNНФОYРЛАКА NТЭНР ОΣ.
ОӨ ΣЛ.

Надпись я делю на слова таким образом (другое деление я не видел): при делении надписи в семи вариантах, чтение меняется значительно, в некоторых незначительно. В данном случае приведём один из этих вариантов: IΣ XΣ OAГЕ НКОЛАОΣ ΣАX НРИФ ОI ХОВΣН ОРΣНФ ОΣРТ ПАКӨАР ПА КАОАИФ ОYРТ АN ПАЛ АNА ПЛАNНФ ОYРЛАКА NТЭНР ОЕ.
ОӨ ΣЛ.

О соответствии греческих букв и звуков того времени скажем здесь вкратце (в другом месте в более расширенной статье остановимся более подробно). В византийском языке фонемы δ не было. По этой причине буква П обозначала фонему δ. Об этом говорили и Миллер, и Абаев. В обозначает звук в. Также Σ и Н, обозначают соответственно – Ц и Ы.
При чтении надписи, 9 строка читается очень трудно (на фотографии это хорошо видно).

Заметно, что тот, кто делал надпись, после О, забыв написать Р, начал писать Σ. А фонема Р осталась между О и Σ, разместившись в узком пространстве, когда писалось О и Е стало невозможным писать без удаления выделенной части…

В таком случае читаем, как и в 9 строке – ОРΣНФ.В самом начале IΣ XΣ читаем, как Иссус Христос. Так же и в 21 ряду читаем ОЕ, как сокращенное ТЭЙРЭ. Если исходить из греческой традиции в 21 строке обозначает число 79. (Другое не подходит). Что касается встречающегося в конце надписи дифтонга ОА, то его мы читаем как Ё, а ОΣ, как русское - ю.
После определенности с текстом, представим его без перевода в соответствии с современным балкарским алфавитом: «Иисус Христос. Ёгс. Ыколаос. Цах эриф ой ховсэ. Орсыф Осрт бакъатар ба. Къатаиф Юртан Анна баланыф. Юртлака иэтэр. Тэйри? 79 зл.»

Эту надпись даже в таком виде поймут многие балкарцы, особенно малкарцы. Хотя есть и места не соответствующие современному языку. В этом ничего удивительного нет. Как бы ни было, этой надписи около тысяча лет (об этом позже). С тех пор изменений в языке произошло много. Сейчас и в Балкарии, ив Карачае «дом» не обозначается как «ой». А раньше, в особенности, на тюрки на Кавказе наверно произносили так. В поддержку этого мнения посмотрим статью Э.Р.Тенишева, в вышедшей в 1963 году, книге «Тюркологические исследования». Там говорится, что сейчас у уйгуров (тюркоязычный народ) в Китае в яркендском диалекте дом называется «ой». Так же сейчас балкарцы не говорят «йурт»-«юрт», а говорят «джурт». А прежнее сотояние показывает надпись на «Зеленчукском камне». Кроме того, укажу на два примера из современного языка: «ат йер» - «атджер» и «бу ийыл» - «быйыл», которые мы используем наравне.

«Суу Анна» («Мать воды»), Джел анна («Мать ветра») и т.д. (в соответствии прежними верованиями ) – хозяева воды, ветра и т.д., кто не слышал о них? На этом камне именем «Бал Анна» обозначено время когда умер человек, «Бал Анна балланыф» несёт значение «когда скот поднимается на верх». Наш союз «бла» (и) в некоторых современных тюркских языках произносится как «ба», и, наверно, на языке тех, кто писал было также.

Перейдём к обсуждаемой надписи.
Имена Иисус Христос и Тейрэ, в переводе не нуждаются. Ёгс – Ёгюз (Бык) – имя, которое носил усопший на ровне с именем Ыколаос, для того, что бы подчеркнуть свою национальную принадлежность. Осрт – имя богатыря, с кем когда-то сражался хозяин могилы. Похоже, что он не был из тюркоязычных народов. Имя Бакъатар можно считать или собственным именем, или родовым. От этого смысл надписи особо не меняется. В песне о Татаркъане встречается «Багъатырова рода Татаркъан на шею себе ты повесил лошадиный аркан…».

Теперь напишем надпись в современной речи Балкарии и Къарачая (чегемском языке):

«Иисус Христос. Ёгюс Ыколаос. Чакъ эриб юй коюбса. Урушуб Осрт багъатыр бла. Къатаайыб джуртдан Бал Анна балланыб. Журтлагъа не этер Тейри? 79 джыл.»

«Иисус Христос. Бык Ыколаос. Вспухнув и растаяв, оставил ты дом. Сразившись с богатырём Осртом. Усопшись с селения (во время) Бал Ана.
Что теперь сделает с селениями Тейри (бог).
79 год.»

Теперь время понять к какому времени относится установление данного камня.
Как вы видите на этом камне есть крест. Сопоставив камень и надпись с другими памятниками, академик В.Ф. Миллер остановился на 1013 годе. Мы тоже пока на этом мнении. Итак, этому памятнику 951 год.

Основываясь на вышесказанном, мы приходим к следующим заключениям: На этом камне, найденном на Зеленчуке, читается на балкаро-карачаевском языке, и сделана одной и сделана в древнем поколении балкаро-карачаевцев. На языке наиболее близком к языку малкарцев. Таким образом, балкарцы и карачаевцы на своих нынешних территориях живут (не с 13-14 вв, как считают сейчас), а как минимум с начала 11 века. В 11 веке они придерживались христианской религии, вместе с этим использовали для себя греческий алфавит. В этой надписи есть две буквы, отсутствующие в греческом алфавите: Э и И. Эти две буквы есть в старославянском алфавите составленном болгаром Кириллом (Константином).

На территории Карачаево-Черкесской области Зеленчукская надпись не единственная, сделанная на тюркском языке. Археолог В.А. Кузнецов в 1960 и 1962-х годах недалеко от г. Черкесска, в древней крепости, называемой Хумара (Къум-Ара), нашёл на камнях около десяти надписей. Эти надписи без сомнения сделаны на тюркском языке, на древнетюркском алфавите (орхоно-енисейский алфавит). Эти надписи можно отнести к болгарским, которые были сделаны в период 9-10 вв, считает он ( журнал «Советская археология», №1, 1963). Как и Зеленчукская
Ответов 43 Написать ответ
  • сака
    14 декабря 2016  

    Вики: там есть рисунок надгробия с надписями.

    Цитата:
    Зеленчу́кская на́дпись — надпись X века на могильной плите, записана греческим письмом. Была обнаружена археологом Д. М. Струковым в 1888 году на правом берегу реки Большой Зеленчук. Считается наиболее известным письменным памятником аланского языка или древнейшим памятником осетинского языка[1][2]. Иные версии прочтения, в частности, тюркская и чечено-ингушская, появлявшиеся у идеологов фолк-хистори соответствующих народов, не признаны академической наукой.

    По мнению М. И. Исаева, Зеленчукская надпись и другие исторические данные дают основание предполагать, что в X—XII вв. у алан-осетин уже была своя письменность на основе греческого алфавита (о чём можно судить по регулярности обозначения звуков одними и теми же буквами и сочетаниями букв), однако эта письменная традиция была утрачена в связи с последовавшими историческими событиями[3].

    Надпись была прочитана (по рисунку Струкова) и опубликована в 1893 году академиком В. Ф. Миллером[4] следующим образом:

    Ις Χς — Иисус Христос
    Οατς(?) Νικολαοή — Святой (?) Николай
    Σαχηρη φουρτ — Сахира сын
    X… ρη φουρτ — Χ… а сын
    Πακαθαρ Πακαθαη φουρτ — Бакатар Бакатая сын
    Ανπαλ Αναπαλανη φουρτ — Анбал Анабалана сын
    λακανη τζηρθε (?) — Юноши памятник (?)
    <λακανητε ηρθε> (?) — <Юноши Иры (?)>

    По версии профессора Турчанинова Г.Ф. "... сахъ(хъ) ири фу[до]х обау: Истури фурт Бакатар, Баката[р]и фурт Æнбалан, Æ[н]балæни фурт Лæк, ани цирт æ(й)" - 'Доблесных осетин скорбная могила: Истура сын Бакатар, Бакатара сын Анбалан, Анбалана сын Лаг, этих (-их) памятник есть'. Данная надпись сделана по нормам ясского языка, родственного осетинскому.[5]
    По мнению современного исследователя Т. Т. Камболова, надпись можно расшифровать так: «Иисус Христос. Святой Николай. Сахира сын Хорс, Хорса сын Багатар, Багатара сын Анбалан, Анбалана сын Лаг — их могилы». Предполагается, что плита была установлена на месте коллективного захоронения (в пользу этой теории говорит и описание Струкова: плита находилась на огороженном участке площадью около 36 м²). Имена дописывались по мере появления новых могил (это заметно и по разнице в начертании некоторых символов)[6].
    Судьба надписи
    Надпись была обнаружена в 1888 году. В 1892 году эту же местность посетил антиковед Г. И. Куликовский и сделал с надписи новый оттиск. Это обследование памятника было последним, экспедиции 1946 и 1964 года не смогли обнаружить могильную плиту.

    Чётко читается САХ

    0
  • Могул
    14 декабря 2016  

    Да, Сака, очень занятная надпись.
    На вскидку не могу сказать, что надпись на саха(якут) языке, но, но есть любопытные слова.
    И если уловить смысл, то можно кое что и прочесть, кажись...

    0
    • сака
      14 декабря 2016  

      Могул, вы же с гыгы999 такие надписи как орехи щелкалиface with open mouth

      Афанасий Николаев сообщил, что известный российский историк РЫБАКОВ опубликовал, что 80% генов представителей русского народа совпадают с саха. («Тайная история саха» Афанасия НИКОЛАЕВА)
      В ходе этого исследования под влиянием собранных исторических фактов у него постепенно сложилось понимание двух моментов.

      Во-первых, того факта, что история саха это ключ к пониманию истории России и мира.

      Во-вторых, факта того, что наша история чрезвычайно тесно переплетена с историей многих других народов Евразии.
      http://сахалайф.ru/istorik-nikolaev-saha-odin-iz-samyih-mnogochislennyih-narodov-mira/
      Он тоже саха сакральщик?

      0
      • Могул
        14 декабря 2016  

        сака, ну уж, что на все 80%-тов я не знал, но тем не менее этого историка Рыбакова я могу понять, поскольку неопровержимые доказательства чего тут не раз давали, особенно форумист Натхан,- схемы генетические, этнические, карты, например, Николо де Конти, Маури, а по языку Никон, Гыгы 999 и другие.
        Так что на этот счет полно тут материала....

        0
  • Могул
    14 декабря 2016  

    Ну чтож начнем пожалуй выполнять просьбу, и попытаемсочти что естья прояснять, что за запись есть...

    Тут прежде всего я нашел некоторые параллели между балкарским. аланским и якут ским языками.

    АЛАН по якутски видимо звучит как АЛАҤ, где Ҥ почти что есть буква Н и произносится с приподниманием задней части языка и по смыслу передает особенность человека.То есть этот человек ходит с откинутой назад головой, причем голова так слегка покачивается ... Видимо в какой то мере гордец.
    АРХЫЗ=АРГЫС это аул возле которого обнаружена надпись. АРГЫС=СПУТНИК по чему либо, чаще всего по пути куда то.
    БУ ИЙЫЛ=БЫЙЫЛ, что понимается как В ЭТОМ ГОДУ.
    СУУ АННА=УУ ИНЬЭ=МАТЬ ВОДА
    ДЖЕЛ АННА=ТЫАЛ ИНЬЭ=МАТЬ ВОДА
    БАЛ АННА=БАЛ ИНЬЭ=ВАЛУН МАТЬ БАЛ видимо у якутов забыто или я не знаю. Но если иметь широколицого человека, то мы говорим БАЛлайбыт сирэй(лицо), то есть у этого чела БАЛуноподобное лицо.
    ЙЕР=ДЖЕР = СИР= ЗЕМЛЯ.

    Пока так у меня.

    0
    • FR
      14 декабря 2016  

      Аланы - это осетины. Помнишь? И язык их наверное знаешь?

      0
      • Крио
        14 декабря 2016  

        Пахай, Могул, что это?

        ВАЛУН МАТЬ БАЛ - матершина какая-то.

        У Могула, наверно, в Нюрбачане сосед-осетин. Ша Могул будет надрывать горло - ы, он из ссыльных.

        0
      • таке
        29 декабря 2016  

        FR, Алан — (Ирк. обл.) ур., с., Алан Балтай, с., Качугский р н от тюрк. алан открытая луговая поляна среди леса или от эвенк. алан перевал . Тот и другой признак имеется в природе данной местности: здесь и луговая поляна среди леса, и перевал с р. Манзурки… … Географические названия Восточной Сибири ..............У казахов слово Алан- означает открытая местность, например говорят Алан Дала -бескрайняя открытая долина.Населяющее население называют Алан или Аланлы,то есть степняками или кочевниками.
        ........Восточная граница расселения аланов доходила до северных берегов Аральского моря. В течение нескольких столетий (2-ая пол.1-4вв.) имя алан, которое, как сообщает Аммиан Марцелин, приняли все евразийские номады «за свои обычаи, дикий образ жизни и одинаковое вооружение» (История,31,2,17), не сходит со страниц произведений античных писателей......Скорее всего это одно из названий слова степь.

        0
    • вообще то
      14 декабря 2016  

      Могул, Сахалыы мать-ИЙЭ а не ИНЬЭ, вооще то:)

      0
    • таке
      15 декабря 2016  

      Могул, ДУМАЮ ЗДЕСЬ НЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД......ДЖЕЛ АННА=ТЫАЛ ИНЬЭ=МАТЬ ВОДА.......ДЖЕЛ АННА=МАТЬ ВЕТЕР. СЛОВО ДЖЕЛ-ВЕТЕР :АННА-МАТЬ.

      0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    15 декабря 2016  

    Итак, позволим себе продолжить тему.
    Из поданного весьма скудного материала можно даже заключить, что древне балкарский и якутский языки практически идентичны(100% совпадение)... Но, вряд ли аланы и якуты смогут понять друг друга, хотя, как видим, сходство налицо.
    Например, даже монголы и якуты не могут понять друг друга, хотя, если разобраться, монгольский(особенно древнемонгольский) и якутский есть один и тот же язык.
    Но, казалось бы очень незначительное изменение в букве, звучании, одно и то же слово практически делает совершенно непонятными.
    Например, есть очень обычные слова ТОНШИХ и ТОҤСУЙ что есть по смыслу слово одинаковое СТУЧАТЬ.
    И поняв одинаковость смысла этих слов мы видим, что они и звучат практически одинаково! ибо корень их одинаковый ТОҤ(Н). И разные окончания ШИХ и СУЙ эти два одинаковых по звучании и смыслу слова сделали как бы совершенно
    разными.
    Но мы то понимаем, что у монголов язык ихний, по сути якутский, подвергся многочисленным реформам, иногда видимо со злым умыслом, причины чего мы тут некоторые хорошо понимаем.
    А у нас,якутский, по сути древнемонгольский язык, не подвергся никаким реформам, так как к этому не было никаких причин. Изучение русского языка не требовало никакого изменения якутского языка, хотя кириллица, несмотря на ввод соответствующих букв, видимо чуть чуть изменило звучание якутского языка. Но эти изменения вполне преодолимы...

    0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    15 декабря 2016  

    Тем не менее продолжу, аднако.
    Ой йо йо, пропустил почти что основное слово,- ОГЮЗ! Якут тут не станет Ю-кать и З-икать, а просто скажет ОҔУС что есть по смыслу слово БЫК, как и у осетин, если они и нынче говорят ЕГЮЗ или ОГЮЗ.
    Так что ,ФР, учил не учил, мы в эти\ом слове разобрались. Я сказал мы, ибо надеюсь, что и ты понял.

    Также автор чтения также предположил, что греческое Н звучит как Ы !? Но это же есть звук у якутов Һ где Ы произносится с предыханием некоторым... Не так ли, доҺрогой академик, ФР?

    0
    • FR
      15 декабря 2016  

      Ы? Не зная осетинского языка, а оригинал близок к осетинскому,

      здесь ни кто не будет спорить, читать эту надпись возьмется только ... ты. И рассуждать о старомонгольском не зная оного может взяться только... ты.

      Как у блондинки спрашивают: Вы на рояле играть умеете?
      Ответ: Не знаю, я не пробовала.

      0
      • Могул
        Могул
        Ветеран
        15 декабря 2016  

        FR, не знаю этих языков, не знают их все, однако в схожестях мы же можем разобраться, или нет, а?

        Элементарной логикой, ФР, ты владеешь, или как этот Коша не совсем того, а?
        Вот не владею я русским в полной мере, однако пишу же, и ты панимаешь что я пишу. Или не понимая что я пишу споришь со мной, а? Ну сапсем как эта блондинка!

        0
      • 1*
        15 декабря 2016  

        FR, так у Могулки же прадед был курда.
        А курда из одной языковой семьи с осетинами, они оба потомки саки.

        0
    • таке
      15 декабря 2016  

      Могул, казахский вариант Өгыз или Өгуз.Скорее всего первый вариант более правильный.

      0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    15 декабря 2016  

    Да, я же не до такой же степени фантазер, чтоб придумать о каган Боло Тимир. Ты че, блондо ФР, сапсем ничего не читаешь и споришь при этом?!

    0
    • FR
      15 декабря 2016  

      Вот именно, попал у самэ яблочко. Именно до такой степени фантазер.

      У вас же щас привычка придумывать ссылки. Или вааще по дибильному на себя ссылаться.

      Так, Могул, положа руку не сердце, не ссылаясь на самоего себя любимого и ровно как на других сракыральщиков ответь - Откель ты взял БлятьТимиря?

      0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    15 декабря 2016  

    Ладно, продолжу однако, поскольку должен по меру сил своих, несмотря на завывания Блондо ФР, выполнить просьбу автора топа.

    Итак, с некоторыми словами разобрались выше и пришли к выводу, что аланский и якутский языки имеют неоспоримые параллели. Поэтому я попытаюсь разобраться с тем, как прочел автор чтения Зеленчукской надписи.
    У него читаем. В скобках мои замечания:
    "Иисус Христос(совсем по современному) ЕГЮ ЫКОЛААС(НЬУКУЛААС- як.). Чакъ эриб юй коюбса. Урушуб Осрт багьатыр бла. Къатаайыб джуртдан Бал Анна балланыб. Журтатба не этер Тейри 79 джыл".
    И переводит все это так:
    "Иисус Христос Бык Ыколаас("Николай" надо бы писать, раз перевод). Вспухнув и растаяв, оставил ты дом. Сразившись с богатырем Осртом . Усопшись с селения (во время) Бал Ана. Что теперь сделает с селением Тейри(бог) 79 год."

    Не понятный какой то перевод. Поэтому можно сказать, что чтение имеет большие погрешности, хотя у него есть вполне понятные нам слова. Это:
    Тейри(Таҥара)
    ДЖЫЛ=СЫЛ
    Ыколаас=Ньукулаас
    ЕГЮ(с) = ОГУ(с)
    Юй=Өй
    багъатыр=бахатыыр... Остальное непонятно. Верно пока мыслю, ФР медный лоб, а?

    0
    • FR
      15 декабря 2016  

      Чо чо, а лоб у тебя точно медный.

      Аланский и якутский имеют не оспоримые параллели - ха-ха

      0
    • сака
      15 декабря 2016  

      Могул, ЕГЮ(с) = ОГУ(с) может Оҕо? Чак=Сах, его даже без перевода видно, ΣАX стоит отдельно от других слов.

      0
      • Могул
        Могул
        Ветеран
        15 декабря 2016  

        сака, да конечно тут ты прав, могут быть именно эти слова и есть, но дело в том, что греческий алфавит мог быть применен балкарсами в несколько ином окрасе, так как А например читается АЛЬФА, В-вета. О-омикрон , ну СИГМА и прочее. Поэтому как то надо связать эти слова и поискать, понять общий смысл текста.

        Видно же, что перевод чтения автора никуда не годится, в общем виде, хотел бы сказать.

        0
        • сака
          15 декабря 2016  

          Могул, ну вы же с гыгы разбирали надпись древних аваров на греческом языке Сент-Миклош.

          Вот здесь греческие буквы и как звучат по русски. http://parakalo.ru/grecheskiy-alfavit/

          IE XE OAГЕ НКОЛАОΣ Σ АXНРN ФОIХОВΣН ОРΣНФОΣРТПАКӨАРПА КАОАИФОYТ *АN ПАЛАNАПЛАNНФОYРЛАКА NТЭНР ОΣ.
          ОӨ ΣЛ.

          I-Перед α, ε, ο, υ = Й, в остальных случаях — И
          E-Э
          X-Х, но перед ε и и смягчается (Хь)
          E-Э
          O-о
          A-а
          Г-Как южнорусское фрикативное Г, в слове ага (почти аха); перед гласными ε, αι, η, ι, υ, ει, οι – как русское Й
          Е-э
          Н-И
          К-к
          О-о
          Л-л
          А-а
          О-о
          Σ-Щипящий, средний между С и З (язык между зубов)
          Σ
          А-а
          X-хь
          Н-и
          Р-р
          N-н
          Ф-Ф
          О-о
          I-и или й
          Х-хь
          О-о
          В-в
          Σ-с или з
          Н-и
          О-о
          Р-р
          Σ-с
          Н-и
          Ф-ф
          О-о
          Σ-з
          Р-р
          Т-т
          П-п
          А-а
          К-к
          Ө-Шипящий звук, среднее между Т и С (язык между зубов, как при произнесении английского th). С этим же звуком читается название буквы.
          А-а
          Р-р
          П-п
          А-а
          К-к
          А-а
          О-о
          А-а
          И-н или и??
          Ф-th
          О-о
          Y-И
          Т-т
          *А-а
          N-н
          П-п
          А-а
          Л-л
          А-а
          N-н
          А-а
          П-п
          Л-л
          А-а
          N-н
          Н-и
          Ф-th
          О-о
          Y-и
          Р-р
          Л-л
          А-а
          К-к
          А-а
          N-н
          Т-т
          Э-?
          Н-и
          Р-р
          О-о
          Σ-Щипящий, средний между С и З (язык между зубов)
          ОӨ ΣЛ.

          0
          • Могул
            Могул
            Ветеран
            15 декабря 2016  

            сака, кажись надпись имеет(в оригинале) типа рунических знаков. Но не торопись, за день два разберусь, что к чему.

            0
    • таке
      15 декабря 2016  

      Могул, ........Ыколаас....У казахов есть идентичное имя Ыкласс-перевод Внимательный ,Прилежный.

      0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    15 декабря 2016  

    Итак, перейдем к прямому чтению, считая, что данная надпись якутская.

    ИсЭ КсЭ оаҕэ Ньыкола ос сах ыриба ой ...

    ладно потом продолжу, по делам некоторым пойти надо.

    ФР, сидишь? Сиди сиди словно кот перед сметаной...

    0
    • FR
      15 декабря 2016  

      Хренова чо то у тебя получается. Впрочем как обычно.

      А чо ты к БалдеТимирю охладел. На тебя не похоже. Упрямство у таких как ты обычно вторая знаковая черта характера.

      0
      • Могул
        Могул
        Ветеран
        15 декабря 2016  

        FR, именно у вас прямо таки, начиная с Нестора, имеется ослиное упрямство искажать все и вся.
        БОЛО у тебя уже БАЛДА стал. Ты переплевываешь своих учителей Нестора и Дионисий.
        Они может из-за патриотических чувств искажали, причем красиво так.

        Боло Тимир у них ВЛАДИ-МИР, да еще Красно Солнышко стал! А у тебя БЛЯД да БАЛДА... Злой презлой ты чел Блондо ФР.

        0
        • FR
          15 декабря 2016  

          Не о том. Где ты взял этого Бобо-Железку? Ну источник же должен быть.

          Кроме Кылбара конечно. А то ты так неистово вцепился в эту чушь, как будто папку твоего так звали.

          0
          • FR
            15 декабря 2016  

            Интересно наш Могул БлондоТимиревич признается, что гонит?

            0
            • Могул
              Могул
              Ветеран
              15 декабря 2016  

              FR, ну че, вижу что получше ты стал, ибо БАЛДА твой уже БЛОНДО стал. Так может и до истинного БОЛО ТИМИР дойдем.
              Да, езжай в КЫЙев и узнаешь. Но будь осторожен, там фашиков полно, это тебе не скалы Токко будут(сорвался, когда бычка заляпывал и лоб медным стал(операция)), отлупят железками и лоб у тебя, если повезет "тимир боло" станет , если повезет конечно.
              Вот и будешь сам Боло Тимир голова!

              0
              • FR
                15 декабря 2016  

                Третья, и самая затянувшаяся, стадия гона Могула - болотемирская.

                Несколько лет он гнал о каких то только ему известных древних картах с дорогами от Пекина до Якутска, к великому сожалению так и не показал. Потом год горевал, что в Москве нет жестянщиков. Придумал москвичам какие то очень странные имена. Потом охладел к всему этому, и начал обякучивать великих киевских князей.

                0
                • айгор
                  29 декабря 2016  

                  FR, не надо слишком уж критиковать Могула, потому что - путь от Забайкалья до Якутска возможно был. И это и есть нынешний - Неверский тракт.

                  Говорят ,что Ям или Дьам - Ямщицкий путь или связь между городами путем Гонцов создан только Чингисханом,а следовательно и дорога тоже была посторена по велению только Чингисхана . Я думаю это опять же неправильная трактовка информации.

                  Саму связь , посредством гонцов - Ям , возможно создал Чингисхан ,а дорогу до Якутска возможно строили до Чингисхана .
                  С какой стати Чингисхан будет дороги на север строить ?

                  0
  • сака
    15 декабря 2016  

    Могул вот сюда загляни, здесь рисунок этой надписи и сам распредели где начинаются и где кончаются слова аланской надписи. http://archive.is/8yVbl

    А здесь фотоснимки рисунков из альбома Д. М. Струкова, хранящегося в Архиве Императорской Археологической Комиссии Института истории материальной культуры РАН в г. Санкт-Петербург. Один из фотоснимков представлял известные публикации В. А. Кузнецовым и Л. А. Перфильевой рисунка Зеленчукской надписи Д. М. Струкова.
    http://iratta.com/materials/alany/16231-novyy-istochnik-po-zelenchukskoy-nadpisi.html

    Таҥара в помощь. Дом!

    0
  • сака
    20 декабря 2016  

    Первая строчка
    Σ-Щипящий, средний между С и З (язык между зубов) А-а X-хь Н-и
    Сах н или и

    0
  • Вов
    Вов
    Vladimir Barmaley
    29 декабря 2016  

    Могул,как мне помнится вы мне должны чертежи струга,которые вы для казаков строили.И где?

    0
    • Крио
      29 декабря 2016  

      Могул ещё должен был вспомнить

      ФИО учёного, в книге коего будто бы перечислены древние москвичи, имеющие якутские имена.
      Но что-то нет Могула. Наверно, он техобслуживание проходит. Итоговое годовое ТО пред 2017 годом.
      Масло ему меняют, корродировавшие и окислившиеся поверхности шлифуют..

      0
  • настояши алан
    7 февраля  

    бред сивой кобылы несети вы товариши осетины. абаев и его шайка. с блогословения вождя кударца сталина. васпользовавшысь тем что истиные хозяева кавказ и истиных аланов. чеченцев ингушей карачаевцев болкарцев выслали в зговоре в казахские степи. без права возврата. вот тогда абаев со своей шайкой и ришыли зделоть нарисовать свороват и приписать сибе аланство. дабы и теретории и историю бери не хочю . пока народы кареные выжывали на чюжбине.

    0
  • некто
    8 февраля  

    первые слова переводятся как сын божий николай, иисус христос ого николас, так написано на всех могильных камнях, типа здесь покоится сын/раб божий

    0
  • некто
    8 февраля  

    первые слова переводятся как сын божий николай, иисус христос ого николас, так написано на всех могильных камнях, типа здесь покоится сын/раб божий

    0
Ответ на тему: Зеленчукская надпись -на аланском языке. Специально для Могула.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания